Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Неопределённая форма глагола - Урок 3
Урок № 127
Тема: Неопределённая форма глагола. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||||||
Задачи: • развивать умение выделять глаголы в неопределённой форме; • учить ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; • учить образовывать от глаголов в неопределённой форме разные формы времени. |
||||||||
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные: • различать неопределённую форму среди других форм глагола; • ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме; • образовывать от глаголов в неопределённой форме разные формы времени; • правильно употреблять глаголы в неопределённой форме в речи. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • определять достаточность или недостаточность знаний по изучаемой теме; • делать выводы на основе сравнения; • приводить примеры на изученные правила; • находить информацию в орфоэпическом, толковом словарях; • проводить самопроверку, самооценку. |
Личностные: • проявлять уважительное отношение к окружающим при обращении. |
||||||
Межпредметные связи: чтение (орфоэпические нормы произношения слов). |
||||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||||||
Ход урока |
||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||||
• Предлагает прочитать стихотворение С. Баруздина, выписать сначала глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, а затем глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Умеет он одеться в срок, Умыться и поесть И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть. |
• Самостоятельно выполняют задание. При обсуждении результатов выполнения в классе доказывают правильность своего решения. |
|||||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||||
• Предлагает выразить согласие или несогласие со следующим высказыванием; «От глаголов в неопределённой форме, отвечающих на вопрос что делать?, что сделать?, можно образовать форму настоящего, прошедшего и будущего времени». • Помогает назвать тему урока, поставить учебную задачу. |
• Выслушивают проблемный вопрос. Высказывают своё мнение. Определяют возникшее затруднение. • Находят название темы урока в учебнике на с. 76. Ставят учебную задачу — учиться образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени от неопределённой формы глагола. |
|||||||
Организация познавательной деятельности |
||||||||
• Создаёт условия для работы по таблице по заданию к упр. 157 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 158 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 159 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 95 в рабочей тетради. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 94 в рабочей тетради. |
• Находят информацию, представленную в таблице, называют глаголы в неопределённой форме. Наблюдают и делают вывод о том, от каких глаголов в неопределённой форме можно образовать все три формы времени, а от каких — только две (прошедшего и будущего времени). • Читают задание. Планируют деятельность по его выполнению. Определяют, какие знания потребуются для выполнения задания. Работают самостоятельно. После выполнения представляют результаты в классе. Объясняют свои действия. Проверяют по орфоэпическому словарю, правильно ли обозначили в словах ударение. • Читают задание. Определяют последовательность действий и дополнительные источники информации (словари). Выполняют работу самостоятельно. При обсуждении результатов выполнения задания в классе читают полученные предложения. Объясняют, когда употребляют в речи глагол надеть, а когда — одеть. Проводят самопроверку, самооценку. • Читают задание. Планируют действия. По окончании работы обсуждают полученные результаты. Проводят самопроверку, самооценку. • Читают задание. Комментируют порядок его выполнения. |
|||||||
Подведение итогов |
||||||||
• Предлагает составить и задать вопросы одноклассникам, чтобы узнать, чему научились на уроке, какие вопросы и задания вызвали затруднения, что осталось непонятным, чему следует учиться ещё. |
• Составляют и задают вопросы для подведения итогов урока. |
|||||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (распределительные диктанты, задание 1, с. 141). |
||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: заполнить таблицу. Изменение глаголов по временам |
||||||||
Неопределённая форма |
Настоящее время |
Прошедшее время |
Будущее время |
|||||
гулять писать |
||||||||
срисовать прочитать |
||||||||
Дополнительные творческие задания: составить сообщение для учащихся другого класса о нормах произношения глаголов в неопределённой форме. |
||||||||
Самоанализ |
||||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||||