Неопределённая форма глагола - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Неопределённая форма глагола - Урок 2

Урок № 126


Тема: Неопределённая форма глагола.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение выделять глаголы в неопределённой форме;

• учить ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;

• развивать умение образовывать однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок и суффиксов.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать неопределённую форму среди других форм глагола;

• ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме;

• образовывать глаголы в неопределённой форме при помощи приставок и суффиксов.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• строить понятное для партнёров монологическое высказывание;

• аргументировать своё мнение;

• высказывать предположения;

• находить дополнительную информацию при работе с текстом.

Личностные:

• осознавать значимость изучения темы.

Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слова).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания — из данных словосочетаний выписать только фразеологизмы, составить предложение, выбрав любой фразеологизм.

Жить в городе, жить чужим умом, клевать зерно, клевать носом, взять карандаш в руки, взять себя в руки, обвести вокруг пальца, обвести рисунок тушью, бить баклуши, бить в барабан, бросать слова на ветер, бросать мяч через сетку, выходить сухим из воды, выходить из дома, бежать сломя голову, бежать по дороге.

• Просит рассказать о записанных глаголах.

• Записывают только фразеологизмы. При проверке доказывают правильность своего выбора. Составляют предложения.

• Говорят о том, что выписали глаголы в неопределённой форме.

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 152 в учебнике.

• Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи.

• Читают задание. Планируют действия. Самостоятельно выполняют задание. После выполнения читают выписанные словосочетания. Называют, какие вопросы задавали к глаголам.

• Называют тему. Ставят учебную задачу — учиться находить глаголы в неопределённой форме, задавать вопросы к глаголам.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 154 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 155 в учебнике. Предоставляет возможность выбрать форму работы.

• Обращает внимание на суффиксы, предшествующие суффиксу -ть в неопределённой форме.

• Создаёт условия для образования однокоренных глаголов при помощи суффиксов по заданию к упр. 156 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 153 в учебнике.

• Читают задание. Комментируют действия, которые необходимо выполнить. По окончании работы называют пары глаголов. Делают вывод о том, на какие вопросы могут отвечать глаголы в неопределённой форме.

• Читают задание. Выбирают, как будут работать — индивидуально или в парах. Выполняют задание. Читают образованные глаголы. Делают вывод о том, что глаголы могут быть образованы с помощью приставок.

• Читают информацию в учебнике на с. 75.

• Самостоятельно читают и выполняют задание. Называют глаголы. Доказывают, что они стоят в неопределённой форме. В учебнике на с. 75 узнают, как определить основу глагола в неопределённой форме.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение.

• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие затруднения при выполнении заданий.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (распределительные диктанты, задание 2, с. 142).

Диагностика достижения планируемых результатов:

1. Указать вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределённой форме.

[ ] что делала? что сделала?

[ ] что делает? что сделает?

[ ] что делать? что сделать?

2. Указать глагол, который отвечает на вопрос что делать?

[ ] гулять

[ ] прочитать

[ ] подумать

3. Указать глагол, который отвечает на вопрос что сделать?

[ ] смотреть

[ ] вышивать

[ ] решить

4. Указать глагол в неопределённой форме.

[ ] играть

[ ] перевозят

[ ] прилетит

Дополнительные творческие задания: написать сочинение-рассуждение, взяв за основу тезис по выбору из упр. 152 в учебнике.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]