Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа
Урок № 116
Тема: Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||||
Задачи: • учить определять грамматические признаки личных местоимений; • учить определять личные местоимения по грамматическим признакам; • учить изменять по родам личные местоимения 3-го лица единственного числа. |
|||||||
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные: • называть грамматические признаки личных местоимений; • определять род местоимений 3-го лица; • находить н тексте личные местоимения; • определять местоимения по их грамматическим признакам. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • искать информацию в таблице; • преобразовывать информацию из таблицы в текст сообщения; • делать выводы на основе анализа и сравнения; • устанавливать причинно-следственные связи. |
Личностные: • осознавать значимость правильной, грамотной речи; • употреблять в устной речи местоимении в соответствии с правилами вежливого обращения. |
|||||
Межпредметные связи: чтение (работа над стихотворением). |
|||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||||
Ход урока |
|||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||
• Предлагает прослушать или прочитать строки из стихотворения А. Барто «Сильное кино», объяснить, почему трудно понять содержание фильма, уточнить сведения о повторяющейся части речи, её роли в речи. И вот он начал свой рассказ: — Они ползут, а он им — раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей — раз! Она им — раз! Но тут как раз её он спас. Он был с ней заодно... • Помогает определить тему, учебную задачу урока. |
• Читают или слушают стихотворение. Называют изучаемую часть речи — местоимение. Рассуждают о том, что личные местоимения только указывают на предмет, но не называют его, поэтому трудно понять содержание текста. • Называют тему урока, проверяют по учебнику на с. 54. Ставят учебную задачу — учиться определять лицо и число личных местоимений, правильно употреблять их в речи. |
||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание — назвать общий признак данных слов, затем разделить их на группы. Я, вы, они, ты, он, она, мы, оно. |
• Читают слова, определяют общий признак — это личные местоимения. Предлагают варианты деления на группы — по числам или по лицам. Объясняют свой выбор. Проверяют себя по учебнику на с. 54. |
||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||
• Создаёт условия для работы с таблицей по заданию к упр. 112 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 113. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 72 в рабочей тетради. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 114 в учебнике. • Организует работу в парах по заданию к упр. 117 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 115, нацеливает на подготовку к письму по памяти. • Может предложить дополнительное задание — составить текст-описание «Мелодия дождя». • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 116 в учебнике. |
• Читают задание. Находят необходимую информацию в таблице. Составляют и представляют в классе сообщение по теме урока. Выслушивают друг друга. Выражают согласие или дополняют. • Читают задание. Выбирают форму работы. После выполнения называют личные местоимения, указывают их грамматические признаки. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. Комментируют, какие сведения о местоимении необходимо знать, чтобы выполнить упражнение. Выписывают местоимения. По окончании представляют полученные результаты. Доказывают правильность выполнения. Выполняют самопроверку и самооценку. • Читают задание. Планируют последовательность действий. Записывают предложения, выполняя задание. По окончании работы объясняют свои действия. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание в парах. Планируют деятельность. При необходимости задают уточняющие вопросы. Выполняют задание. Отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод о том, что выделенные слова являются местоимениями. Доказывают своё мнение. • Читают задание. Определяют роль местоимений в стихотворении. Пишут стихотворение по памяти. Проводят самопроверку и самооценку — соотносят с образцом. • По желанию составляют и представляют тексты. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее точные описания. • Читают задание. Комментируют, какие знания необходимы для выполнения. |
||||||
Подведение итогов |
|||||||
• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение. |
• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие затруднения при выполнении заданий. |
||||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, ч. 2, с. 137). |
|||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: заполнить таблицу. Личные местоимения |
|||||||
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
|||||
1-е |
|||||||
2-е |
|||||||
3-е |
|||||||
Дополнительные творческие задания: составить сообщение-презентацию по теме «Личные местоимения». |
|||||||
Самоанализ |
|||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||||