Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Роль местоимений в речи
Урок № 115
Тема: Роль местоимений в речи. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение распознавать местоимения среди других частей речи; • развивать умение находить в тексте личные местоименная; • учить правильно употреблять в речи местоимения ты, вы. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • распознавать местоимения среди других частей речи; • определять наличие в тексте личных местоимений; • знать случаи употребления в речи местоимений ты, вы. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • делать выводы на основе наблюдения; • соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения; • рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность; • активно сотрудничать при работе в парах. |
Личностные: • знать и применять в общении правила вежливого обращения. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над загадками). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», объяснить смысл заголовка и главную мысль текста. Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. — Кто наказал его? — спросила соседка. — Он сам себя наказал,— ответила мама. • Просит определить, какое слово встречается чаще других, какую информацию об этой части речи могут дать. • Нацеливает на выявление темы урока, постановку учебной задачи с опорой на с. 51, 52 в учебнике. |
• Читают или слушают текст. Отвечают на вопрос, заключённый в заголовке. Делают выводы. • Называют слово я, определяют его как местоимение. Вспоминают изученные сведения об этой части речи. • Находят в учебнике названные страницы. Определяют планируемые результаты. Читают название темы. Формулируют задачу — вспомнить о личных местоимениях, уточнить их роль в речи. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 68 в рабочей тетради. |
• Читают и выполняют задание. По окончании доказывают, опираясь на знания, полученные ранее, что все слова являются местоимениями. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 108 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 109 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 69 в рабочей тетради, выбрав форму работы — индивидуально или в парах, обобщить сведения о местоимении. • Предлагает выполнить задание к упр. 110 в учебнике, определить роль местоимений в речи. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 111 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 70, 71 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Выделяют местоимения. Отвечают на вопросы, добавляют сведения о местоимении. Проверяют себя по учебнику на с. 52. • Читают задание. Классифицируют личные местоимения по роли в речи. • Читают задание. Выбирают форму работы. Заполняют таблицу. При проверке делают сообщение о лице и числе местоимений. • Читают и отгадывают загадки. Выполняют задание. Объясняют, с какой целью в загадках используются местоимения. • Читают предложения. Рассуждают, на кого или на что указывает местоимение. Наблюдают за тем, когда в разговорной речи используется местоимение вы, а когда — ты. Делают вывод. Находят главные члены в последнем предложении. Делают вывод о том, что местоимение в предложении может быть подлежащим. • Читают задания. Комментируют порядок выполнения. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает сравнить поставленную задачу и полученный результат, обсудить, в каких ситуациях потребовались полученные знания и умения, обосновать значимость изучаемой темы. |
• Анализируют учебную деятельность и результаты обучения. Делают выводы. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, ч. 1, с. 137). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу. 1. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — это... [ ] личные местоимения [ ] имена существительные [ ] предлоги 2. Личные местоимения... [ ] обозначают предмет [ ] указывают на предмет [ ] называют признак 3. Личное местоимение находится в строке... [ ] ель [ ] ем [ ] он 4. Слова, которые не являются местоимениями, находятся в строке... [ ] ты, мы [ ] он, она [ ] в, о 5. Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением, находится в строке... [ ] Из леса доносилось пение птиц. [ ] Ранним утром мы отправились на рыбалку. [ ] К нам в гости пришли бабушка и дедушка. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить диалоги, правильно употребив местоимения ты, вы. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|