Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление устного сообщения о своих впечатлениях
Урок № 114
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление устного сообщения о своих впечатлениях. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • учить рассматривать картину, выделять детали, понимать тему и главную мысль произведения изобразительного искусства; • учить составлять текст-отзыв о картине на основе представленного отзыва; • развивать умение грамотно составлять, записывать и проверять текст-отзыв. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • обсуждать представленный отзыв о картине; • высказывать своё суждение о картине; • сочинять собственный текст-отзыв о картине художника; • грамотно записывать текст; • проверять и находить ошибки в словах с изученными орфограммами. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • рассматривать картину, выделять и анализировать детали; • составлять монологическое высказывание; • выслушивать тексты одноклассников, адекватно оценивать, высказывать пожелания. |
Личностные: • осознавать эстетические потребности, ценности и чувства. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа по картине). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает выполнить задание к упр. 62 в рабочей тетради, высказать своё отношение к весне. |
• Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании работы называют имена прилагательные в прямом и переносном значении. Объясняют их роль в тексте. Делятся своими впечатлениями о весне. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 66 в рабочей тетради. • Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи. |
• Читают задание. Определяют последовательность действий. Работают самостоятельно. По окончании работы при необходимости обсуждают возникшие затруднения. Называют образные слова из стихотворения. Рассуждают, когда и где они могут быть использованы. • Знакомятся с темой урока, ставят учебную задачу — обобщать знания об именах прилагательных, учиться составлять текст-отзыв, грамотно записывать и проверять. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 67 в рабочей тетради. • Создаёт условия для работы учащихся по заданию к упр. 106 в учебнике. Предлагает прочитать текст, определить, о какой картине идёт речь, кто автор, каково содержание картины, высказать своё предположение, что может быть изображено на холсте. • Нацеливает на составление сообщения с опорой на вопросы из упражнения. • Организует творческую деятельность учащихся по заданию к упр. 107 в учебнике — предлагает рассмотреть репродукцию картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» в учебнике. • Вовлекает учащихся в беседу по содержанию картины. Просит определить, какое время года изобразил художник, какое время суток. • Предлагает рассмотреть берёзы, изображённые на картине. • Обращает внимание на другие предметы, изображённые на картине: день, небо, воздух, снег. • Организует работу по составлению плана отзыва о картине. Предлагает обсудить варианты начала и окончания текста. • Организует деятельность учащихся по составлению устных текстов. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по составлению письменных текстов. • Предлагает домашнее задание — найти репродукции других картин И. Э. Грабаря, составить отзыв о них. |
• Читают задание. Объясняют, как будут искать ошибки в тексте. Выполняют задание. После выполнения называют ошибки, доказывают, что правильно их исправили. • Читают текст, включаются в беседу по содержанию текста. Высказывают предположения, что может быть изображено на картине. • Выделяют имена прилагательные, которые употребил художник для описания природы, называют эпитеты, описывают картину февральского утра, которую увидел автор. • Находят и рассматривают репродукцию картины. Делятся впечатлениями, возникшими ассоциациями. • Говорят о том, что на картине изображено окончание зимы, потому что снег тает, небо высокое и ясное, день солнечный и довольно тёплый. • Рассматривают берёзы на переднем и заднем плане. Говорят о том, что узор сплетённых ветвей берёз похож на узор на оконном стекле в мороз. • Описывают названные объекты. Подбирают наиболее образные слова и выражения. • Составляют план. Предлагают варианты для начала текста: Я смотрю на картину И. Грабаря «Февральская лазурь»...; Передо мной картина И. Грабаря «Февральская лазурь»; для окончания: У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину...; Я благодарен художнику за то, что ещё раз смог пережить чувство радости при виде прекрасного пейзажа... И др. • Составляют и представляют устные тексты. Выслушивают одноклассников. При необходимости вносят изменения в свои тексты. • Записывают тексты-отзывы в тетрадь. Проводят самопроверку. • Слушают и записывают домашнее задание. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает обсудить значимость изучения темы урока, личные достижения учащихся. |
• Приводят примеры важности изучения темы. Называют, какие результаты, полученные на уроке, могут считать своими достижениями. |
||
Дополнительный материал: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», портрет художника. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после записи. |
|||
Дополнительные творческие задания: подготовить материал к экскурсии по залам, где вывешены картины И. Э. Грабаря. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|