Подробное изложение повествовательного текста

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Подробное изложение повествовательного текста

Урок № 112


Тема: Подробное изложение повествовательного текста.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять тему и главную мысль текста;

• развивать умение составлять план текста;

• развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять тему и главную мысль текста;

• составлять план текста;

• соблюдать нормы построения текста;

• подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• строить речевое монологическое высказывание;

• осуществлять деятельность в соответствии с планом;

• оценивать правильность написанного текста.

Личностные:

• учиться доброжелательному отношению к окружающему миру;

• учиться видеть необычное в каждом предмете и радоваться тому, что происходит вокруг.

Межпредметные связи: чтение (пересказ текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать высказывание известного физика Альберта Эйнштейна, объяснить его смысл, высказать свою точку зрения.

«Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса».

• Читают высказывание. Рассуждают, опираясь на личный опыт. Делают выводы.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прослушать стихотворение В. Шефнера, определить, о каких чудесах идёт речь, к чему призывает поэт, как он это объясняет.

Миг

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам —

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам.

Прислушивайтесь к птицам.

Прикладывайтесь к родникам —

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так — и всё не так

Через одно мгновенье.

• Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу.

• Организует подготовку к написанию изложения текста по заданию к упр. 99 в учебнике. Предлагает прочитать текст, высказать свои впечатления.

• Предлагает определить тему всего текста: «В этом тексте говорится о...»

• Нацеливает на выделение главной мысли текста: «Автор хотел показать...»

• Просит подобрать заголовок.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по подготовке к изложению с опорой на памятку в учебнике на с. 150.

• Создаёт условия для составления и представления устных пересказов.

• Организует самостоятельную работу учащихся по редактированию, записи и проверке текста.

• Предлагает проверить:

Ø соответствует ли текст теме и главной мысли;

Ø понятны ли те чувства, которые хотели передать;

Ø понятно ли содержание;

Ø удачно ли выбраны слова и выражения, не имеется ли повторов;

Ø грамотно ли записан текст.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 59 в рабочей тетради.

• Читают стихотворение. Анализируют содержание. Определяют тему и главную мысль стихотворения.

• Читают название темы. Ставят задачу — учиться подробно излагать содержание повествовательного текста, грамотно его записывать, проверять написанное.

• Читают текст. Делятся мыслями о прочитанном.

• Определяют тему — волшебный багульник.

• Выделяют главную мысль — важно видеть необычное в обычных вещах.

• Предлагают варианты заголовков, обсуждают. Приходят к единому мнению.

• В парах перечитывают пункты плана в памятке. Действуют по плану.

• Устно пересказывают текст. Выслушивают друг друга. При необходимости тексты редактируют.

• Записывают в тетрадь.

• Проводят самопроверку по выделенным критериям.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает обсудить, какие затруднения встретились при подготовке к изложению, как удалось преодолеть их, чему следует учиться ещё.

• Анализируют работу над изложением и её результат. Выявляют затруднения. Делают выводы.

Дополнительный материал: выставка книг Ю. Яковлева.

Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после записи.

Дополнительные творческие задания: составить пересказ текста от лица Кости или любого ученика класса.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]