Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Урок № 108
Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • учить выделять окончания имён прилагательных во множественном числе; • учить изменять по падежам имена прилагательные во множественном числе; • учить составлять устный текст, делиться впечатлениями от увиденной картины. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • выделять и сравнивать безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе; • склонять имена прилагательные множественного числа; • определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа; • находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе; • составлять устный текст. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать и использовать информацию, представленную и таблице; • находить и уточнять информацию в учебнике; • вести диалог для решения поставленных задач; • высказывать свою точку зрения; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы. |
Личностные: • проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны; • познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства. |
|||
Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает обратиться к с. 4 в учебнике, проанализировать, чему планировали учиться, чему научились, каких знаний и умений ещё недостаточно. • Нацеливает на определение темы, учебной задачи. |
• Читают планируемые результаты. Оценивают, что уже узнали, выявляют недостаточность знаний по некоторым темам, планируют, чему нужно учиться. • Находят в учебнике с. 38, читают название темы, ставят учебную задачу — учиться называть и грамотно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает выполнить задание — подобрать имена прилагательные в форме множественного числа к данным именам существительным, назвать словосочетания. Флаги, паруса, шлемы, гости, лодки, товары, волны, чайки, холмы. • Просит предположить, какова может быть тема текста, в который войдут эти словосочетания. |
• Предлагают варианты словосочетаний. Отмечают наиболее удачные. Доказывают, что имена прилагательные стоят в форме множественного числа. • Предполагают и называют тему текста. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Создаёт условия для работы с таблицей по заданию к упр. 80 учебника. Просит уточнить, как изменяются имена прилагательные во множественном числе. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 81 в учебнике. • Задаёт проблемный вопрос: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? • Предлагает выполнить задание к упр. 82 в учебнике, уточнить, как определить падеж имени прилагательного во множественном числе. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 83 в учебнике. Предлагает по окончании организовать взаимопроверку в парах. • Предлагает рассмотреть в учебнике репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости», высказать свои впечатления. • Предлагает узнать о художнике, создавшем картину, прочитав текст в упр. 84 учебника, рассказать, что узнали. • Создаёт условия для составления устного текста по картине с опорой на задание к упр. 85 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 51 в рабочей тетради. |
• Рассматривают таблицу. Составляют сообщение по теме урока, опираясь на вопросы к упражнению. Делают вывод о том, что имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. • Читают задание. Выполняют самостоятельно. Проверяют себя по таблице к упр. 80. Объясняют различие в окончаниях имён прилагательных винительного падежа тем, что имена прилагательные относятся к одушевлённым и неодушевлённым именам существительным. • Высказывают предположения. • Читают и выполняют задание по определению названия, поиску синонимов. Проверяют способ определения падежа имени прилагательного по падежу имени существительного. Комментируют свои действия. Проверяют себя по с. 39 в учебнике. • Читают задание. Планируют действия по выполнению. По окончании работы проводят взаимопроверку в парах. Доказывают правильность выполнения задания. • Рассматривают картину, делятся впечатлениями. • Читают текст. Находят нужную информацию. Высказывают своё мнение о творчестве художника. • Читают текст, находят ответы на вопросы, составляют свои устные тексты, делятся впечатлениями от картины, используя словосочетания, составленные в начале урока, а также словосочетания из упр. 84. Представляют тексты в классе. Выслушивают друг друга. Выражают согласие или несогласие с высказанными впечатлениями. Дополняют друг друга. • Читают задание. При необходимости уточняют информацию. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает составить сообщение, которое помогло бы убедить одноклассников в необходимости изучения темы урока. (Возможны сообщения в юмористической форме, от лица разных персонажей, от представителей разных эпох, людей разных профессий и т. д.) |
• Готовят сообщение и представляют одноклассникам. |
||||
Дополнительный материал: портрет Н. К. Рериха, репродукции картин похожей тематики других художников. |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 50 в рабочей тетради. |
|||||
Дополнительные творческие задания: найти другие картины Н. К. Рериха, поделиться впечатлениями об увиденном. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||