Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Изложение сравнительно-описательного текста
Урок № 107
Тема: Изложение сравнительно-описательного текста. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • учить использовать разные виды чтения при работе с текстом; • учить находить и анализировать сравнительное описание нескольких предметов в тексте; • учить самостоятельно готовиться к данному виду изложения и записывать его. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • обосновывать и проверять написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода; • составлять текст из предложений; • подбирать заголовок к тексту; • определять тему и главную мысль текста; • устно и письменно пересказывать содержание текста; • проверять написанное. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • строить речевое монологическое высказывание; • осуществлять деятельность в соответствии с планом; • оценивать правильность написанного текста. |
Личностные: • проявлять уважительное отношение к природе; • проявлять внимание к животным и заботиться о них. |
|
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает прочитать текст, определить его тип, объяснить, с какой целью составляется такой тип текста. Слон оказался гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец. (А. Куприн) |
• Слушают или читают текст. Определяют, что это текст-описание. Объясняют, когда и с какой целью используется описание. Называют его характерные особенности. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать тему урока, определить, что уже знают по теме, чему следует учиться ещё. Помогает сформулировать учебную задачу. |
• Читают тему. Определяют недостаточность знаний по данной теме. Рассуждают о том, что необходимо учиться составлять сравнительное описание. Ставят учебную задачу. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 78 в учебнике. • Просит определить тип текста, назвать признаки текста-описания. • Организует подготовку к изложению сравнительно-описательного текста по заданию к упр. 77 в учебнике. Предлагает прочитать текст, определить тему, главную мысль. • Просит найти описание лосихи и лосёнка, выделить, что сравнивается во внешнем облике животных. • Предлагает составить план текста. • Предлагает подготовить в парах устный пересказ текста. • Организует самостоятельную работу учащихся по составлению, редактированию, записи и проверке текста. • Предлагает домашнее задание — найти тексты, где используется сравнительное описание. |
• Читают задание. Составляют план действий. Работают в соответствии с планом — составляют текст из предложений, выбирают заголовок, записывают текст. По окончании работы объясняют написание выделенных орфограмм. • Делают вывод о том, что данный текст является описанием. Приводят доказательства. • Читают текст. Определяют тему («В этом тексте говорится о...»), главную мысль («Автор хотел сказать о том...»). • Находят описание. Выделяют детали. Находят слова и выражения, позволяющие создать сравнительное описание. • Составляют план самостоятельно. Обсуждают в классе. Приходят к единому мнению. Например: 1. Лосёнок родился. 2. Лосиха и лосёнок. 3. В зарослях у ручья. • Составляют и пересказывают тексты в парах. Дополняют и исправляют друг друга. • Вносят исправления в устный текст после обсуждения. Записывают текст. Проводят самопроверку — проверяют написание слов с изученными орфограммами. • Слушают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, уточнить, что нового узнали об описании, в чём особенности сравнительно-описательного текста. |
• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность. |
||
Дополнительный материал: Лось — лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определённых периодов кормёжки и отдыха. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5—6 особей, но иногда образуют группы в 15—20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России — рысь, а на Дальнем Востоке — тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи проезжих дорог и населённых пунктов, заходя даже на окраины городов. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после записи. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст на любую тему, включив сравнительное описание. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|