Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

Урок № 109


Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;

• учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;

• учить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными множественного числа в именительном и винительном падежах.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;

• обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа;

• проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных в форме множественного числа;

• различать художественное и научное описание.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• извлекать и преобразовывать информацию из схемы;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• выбирать форму работы в соответствии с поставленной задачей;

• проводить самопроверку и взаимопроверку по выделенным критериям.

Личностные:

• уметь наблюдать, видеть красоту окружающего мира;

• стремиться к самовыражению через материал предмета.

Межпредметные связи: чтение (научное и художественное описание).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• «Творения природы совершеннее творений искусства». (Цицерон)

Предлагает прочитать высказывание известного древнеримского философа, объяснить его смысл, высказать согласие или несогласие с автором цитаты, аргументировать своё мнение.

• Читают высказывание, рассуждают о смысле. Высказывают свою точку зрения.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание — записать словосочетания под диктовку, определить падеж имён прилагательных, доказать правильность выполнения задания.

Вижу нежные незабудки, переплываю широкие реки, кошу зелёные травы, пишу интересные книги, рисую игривых котят, решаю интересные задачи.

• Нацеливает на выделение общего признака у всех имён прилагательных. Просит найти лишнее словосочетание, объяснить, почему имя прилагательное имеет другое окончание.

• Помогает найти название темы, поставить учебную задачу.

• Выполняют задание. Определяют, что все имена прилагательные стоят в форме множественного числа винительного падежа.

• Выделяют лишнее словосочетание — рисую игривых котят. Высказывают предположения, почему имя прилагательное имеет другое окончание.

• Находят название темы на с. 41 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа, писать падежные окончания.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для работы со схемами по заданию к упр. 86 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 87 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 88 в учебнике.

• Организует сравнительный анализ двух текстов по заданию к упр. 89 в учебнике для выяснения различий художественного и научного описания.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 53 в рабочей тетради.

• Рассматривают схемы. Делают вывод о том, какие окончания могут быть у имён прилагательных в именительном и винительном падежах, как различить эти падежи имён прилагательных. Обращают внимание на то, что имена прилагательные в винительном падеже отвечают на разные вопросы и имеют разные окончания при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

• Читают задание. Планируют порядок действий по выполнению. Описывают картины, которые представили при чтении стихотворения. Готовятся и записывают текст по памяти. Проводят самопроверку — соотносят с образцом. Осуществляют самооценку. Выделяют грамматические основы и доказывают, что предложение сложное. Комментируют действия по определению падежа имён прилагательных.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание самостоятельно. После выполнения объясняют в классе, как различили имена прилагательные в винительном и именительном падежах.

• Читают тексты, находят различия. Рассуждают об использовании разных типов текста в речи. Возвращаются к высказыванию Цицерона, представляют на суд одноклассников собственные суждения о совершенстве природы. Комментируют действия по определению падежа выделенных имён прилагательных.

• Читают задание. Называют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает рассмотреть с. 41, 42 в учебнике, сделать выводы, чему планировали учиться, какие знания и умения приобрели, какие правила необходимо соблюдать для развития грамотности при письме.

• Просматривают названные страницы. Обобщают, чему научились. Рассуждают, что необходимо знать, уметь и выполнять, чтобы не было ошибок.

Дополнительный материал: тексты художественного и научного описания.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 52 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить научное и художественное описание любого растения или животного.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]