Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок № 109
Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; • учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; • учить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными множественного числа в именительном и винительном падежах. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; • обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа; • проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных в форме множественного числа; • различать художественное и научное описание. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • извлекать и преобразовывать информацию из схемы; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • выбирать форму работы в соответствии с поставленной задачей; • проводить самопроверку и взаимопроверку по выделенным критериям. |
Личностные: • уметь наблюдать, видеть красоту окружающего мира; • стремиться к самовыражению через материал предмета. |
||
Межпредметные связи: чтение (научное и художественное описание). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• «Творения природы совершеннее творений искусства». (Цицерон) Предлагает прочитать высказывание известного древнеримского философа, объяснить его смысл, высказать согласие или несогласие с автором цитаты, аргументировать своё мнение. |
• Читают высказывание, рассуждают о смысле. Высказывают свою точку зрения. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает выполнить задание — записать словосочетания под диктовку, определить падеж имён прилагательных, доказать правильность выполнения задания. Вижу нежные незабудки, переплываю широкие реки, кошу зелёные травы, пишу интересные книги, рисую игривых котят, решаю интересные задачи. • Нацеливает на выделение общего признака у всех имён прилагательных. Просит найти лишнее словосочетание, объяснить, почему имя прилагательное имеет другое окончание. • Помогает найти название темы, поставить учебную задачу. |
• Выполняют задание. Определяют, что все имена прилагательные стоят в форме множественного числа винительного падежа. • Выделяют лишнее словосочетание — рисую игривых котят. Высказывают предположения, почему имя прилагательное имеет другое окончание. • Находят название темы на с. 41 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа, писать падежные окончания. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Создаёт условия для работы со схемами по заданию к упр. 86 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 87 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 88 в учебнике. • Организует сравнительный анализ двух текстов по заданию к упр. 89 в учебнике для выяснения различий художественного и научного описания. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 53 в рабочей тетради. |
• Рассматривают схемы. Делают вывод о том, какие окончания могут быть у имён прилагательных в именительном и винительном падежах, как различить эти падежи имён прилагательных. Обращают внимание на то, что имена прилагательные в винительном падеже отвечают на разные вопросы и имеют разные окончания при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. • Читают задание. Планируют порядок действий по выполнению. Описывают картины, которые представили при чтении стихотворения. Готовятся и записывают текст по памяти. Проводят самопроверку — соотносят с образцом. Осуществляют самооценку. Выделяют грамматические основы и доказывают, что предложение сложное. Комментируют действия по определению падежа имён прилагательных. • Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание самостоятельно. После выполнения объясняют в классе, как различили имена прилагательные в винительном и именительном падежах. • Читают тексты, находят различия. Рассуждают об использовании разных типов текста в речи. Возвращаются к высказыванию Цицерона, представляют на суд одноклассников собственные суждения о совершенстве природы. Комментируют действия по определению падежа выделенных имён прилагательных. • Читают задание. Называют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает рассмотреть с. 41, 42 в учебнике, сделать выводы, чему планировали учиться, какие знания и умения приобрели, какие правила необходимо соблюдать для развития грамотности при письме. |
• Просматривают названные страницы. Обобщают, чему научились. Рассуждают, что необходимо знать, уметь и выполнять, чтобы не было ошибок. |
|||
Дополнительный материал: тексты художественного и научного описания. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 52 в рабочей тетради. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить научное и художественное описание любого растения или животного. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||