Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Развитие речи. Обучающее изложение - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
1. Подготовительная беседа
2. Постановка целей урока
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом для изложения
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.
Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.
(По Л. Толстому)
— Прочитайте текст.
— Где находилось гнездо ласточек?
— Что такое наличник?
(Учитель показывает детям иллюстрацию или фотографию наличника окна.)
— Какая у птиц случилась беда?
— Как Петя помог птицам?
2. Анализ текста
(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения ответов.)
— Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна.)
— Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда.)
— Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.)
— Кто это увидел?
— Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.)
— Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.)
— Сколько частей в тексте?
— Как вы это определили?
— Прочитайте, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали).
— Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.)
3. Орфографическая подготовка
— Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.
— Какие орфограммы в словах мы еще не знаем?
— Составим словарь для справок.
Слова для справок: наличник, однажды, звучно, защебетали.
4. Самостоятельная работа учащихся
(Проверка изложений. Оценка.)
IV. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— В чем испытали трудность?
V. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?
— Чему еще учились на уроке?
Домашнее задание
Приготовить диктант для соседа: по два слова с пропущенными орфограммами (с мягким знаком, сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).