Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Язык, языковед, языкастый.

— Прочитайте группу слов.

— Что у них общего?

— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.

— Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

III. Самоопределение к деятельности

— На какие три группы разделены слова?

бол..

кол..цо

ноч..ной

лос..

кон..ки

хищ..ный

ден..

пал..то

кон..чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

— Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)

— Во втором столбике?

— Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике — в конце слова, а во втором столбике — в середине слова.)

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)

— Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

— Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ мягкий знак не пишется.)

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.

— Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.)

IV. Работа по теме урока

Упр. 1(с. 4).

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)

— Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.)

Упр. 2 (с. 4).

— Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

— Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч’], [Щ’]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.)

— Выполните задание самостоятельно.

(Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.)

— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова.

V. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

VI. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (Удочка.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки —

Раздают всем огоньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)

— Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.

2. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

— В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч’]? (Мягкий согласный звук.)

— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол..ной.

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

— Оцените себя с помощью “светофора”.

(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).


* Здесь и далее работа ведется по второй части учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]