Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Единственное и множественное число имен существительных - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для орфографической минутки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(Словарный диктант.)
Отец, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ.
2. Орфографическая минутка
(Учитель показывает фотографии или рисунки и просит учащихся записать имена собственные.
Один ученик записывает слова на доске. Можно показать фотографии известных людей, городов, учеников класса, собак-космонавтов и т. п.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите словарные слова в столбик.
Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель.
— Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Какие части речи вы записали?
— Эти слова обозначают один предмет или много?
— Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.
— У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 104 (с. 61).
(Устное выполнение.)
— Объясните значения слов: один — единственное, много — множественное.
— Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?
2. Игра “Один — много”
(Учитель называет имена существительные в единственном числе — учащиеся поднимают одну руку, во множественном числе — поднимают две руки.)
V. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 105 (с. 61).
(Выполнение с комментированием.)
— Прочитайте правило тетушки Совы на с. 62.
— При изменении формы меняется значение имени существительного?
Упр. 107(с. 62).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(Учитель читает имена существительные, учащиеся распределяют их в две группы. У доски работают два ученика. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи.
VIII. Подведение итогов урока
— О каком признаке имени существительного вы узнали?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 106 (с. 62).