Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Единственное и множественное число имен существительных - Урок 2 - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных - число; использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для словарной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра “Лесная прогулка”
— Представьте, что вы отправились в лес на прогулку. Запишите, каких животных можно встретить в лесу.
(Учитель показывает рисунки или фотографии вороны, зайца, лисицы, медведя, лягушки, крокодила, собаки, коровы.)
2. Орфографическая минутка
— Вставьте пропущенные буквы.
Холо.. сковал землю. Дерев..я покрыты ..неем. С бере.. сыпались СН..Ж..НКИ. Под н..гами хрустел сне... Сн..гири прыгали по ш..шкам елей.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
сосны с..сна
хлеба хле..
грибы гри..
травы тр..ва
— По какому признаку слова объединены в группы?
— Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.
— Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании?
— Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.
IV. Работа по теме урока
Упр. 108 (с. 63).
(Выполнение с комментированием.)
Упр. 109 (с. 63).
— Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? (Форма множественного числа.)
— Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа.)
V. Физкультминутка
Мы — листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 110 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Как мы подбирали проверочное слово при проверке безударных гласных и парных согласных? (Мы изменяли форму имени существительного.)
VII. Рефлексия
— Подберите проверочное слово, изменяя имена существительные по числам. Вставьте пропущенную букву.
Вариант I. Безударные гласные.
Ст..кло, д..жди, к..льцо, р..са, к..тята.
Вариант II. Парные согласные.
Бере.., алма.., гру.., е.., бро..ь, жира...
(Проверка — обмен тетрадями, самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие умения мы сегодня совершенствовали?
— Как это может помочь при написании слов с орфограммами?
— Все ли вам было понятно?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 112 (с. 64).