Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

ЦЕЛИ УРОКА: учить описывать репродукцию картины, определять её тему и главную мысль; последовательно воспроизводить содержание рисунка в тексте, пользуясь вопросами плана; учить выбирать слова для передачи высказываемой мысли; правильно записывать предложения и части текста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся будут упражняться в умении последовательно воспроизводить содержание репродукции в тексте по вопросам, в умении правильно записывать предложения и части текста.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 36, упр. 78. Чтение пословиц, выяснение их смысла. Определение глаголов, отвечающих на вопрос что делай?


2. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Дует тёплый, нежный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, никнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает? (Март)

— Март — это первый месяц весны. В марте светит ярче солнце, с каждым днём быстрее снег начинает таять и прилетают грачи. Люди всегда ждали весну и радовались её приходу, о чём говорит прилёт грачей. Прочитайте приметы. Эти и другие приметы верны и сейчас.

Запись на доске:

Увидал грача — весну встречай.

Ранний прилёт грачей — к тёплой весне.


3. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине по вопросам.


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 73, упр. 127. Подготовка к сочинению.

Работа с «Картинной галерей» учебника с репродукцией картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Рассматривание репродукции картины, определение её темы и темы предстоящего сочинения.

Анализ репродукции картины по вопросам к упражнению. Анализ содержания рисунка по вопросам:

• Что привлекло внимание художника, стало предметом изображения на картине?

• Каким вы видите небо?

• Что в картине озарено неярким весенним светом?

• Каким вы увидели снег у берёз и вдали на полях?

• Какими художник изобразил берёзы?

• Расскажите о грачах.

• Какие цвета преобладают на картине?

• Чем заинтересовала вас картина?

Восстановление деформированного текста (устно).

Запись на доске:

На картине начало .... Тает .... Талая вода стекает в .... На синем небе .... Всюду неяркий весенний .... На деревьях хлопочут .... Птицы обживают свои ....

Обсуждение фрагментов текста и первого предложения в каждой части; отбор слов, которые можно использовать для точной передачи содержания репродукции картины. Составление (под руководством учителя) описательного текста по репродукции картины.

Запись текста или предложений из составленного текста с комментированием.


5. Самостоятельная работа

Самопроверка написанного текста.


6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 76 на с. 35.


7. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

Заслушивание отдельных рассказов, составленных учащимися (по желанию самих авторов рассказов).






Для любых предложений по сайту: [email protected]