Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Театр музыкальной комедии - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 4 класс
Задачи урока: актуализация представления о жанре “мюзикл” (на примере знакомых сочинений — “Волк и семеро козлят на новый лад” А. Рыбникова, “Звуки музыки” Р. Роджерса); знакомство с жанром оперетты, выявление сходства и различий этих жанров с оперой; развитие эмоционального словаря при характеристике фрагментов из предлагаемых жанров в процессе их восприятия и исполнения (пения и драматизации); участие в коллективном обсуждении фрагментов из видеофильмов; формирование умения передавать свои впечатления от изученного материала в процессе творческой деятельности — подготовка презентаций по творчеству композиторов И. Штрауса- сына, Ф. Лоу, составление программ и афиш к оперетте и мюзиклу, рисование эскизов костюмов и др.
Можно рассказать учащимся о том, что Вена — столица Австрии, один из самых красивых городов мира. Его не случайно называют музыкальной столицей Европы, так как в него стремились композиторы, музыканты, чтобы продемонстрировать своё искусство сочинения музыки и игры на разных музыкальных инструментах. История Вены бережно хранит имена австрийских композиторов — Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта, семейства Штраусов, дирижёра Герберта фон Караяна, немецкого композитора Людвига ван Бетховена и др.
В Вене расположен один из самых знаменитых оперных театров — Венский оперный театр, а в Народной опере будет интересно тем, кто любит так называемую лёгкую музыку — оперетту, мюзикл.
Особую популярность среди венских музыкантов и любителей музыки завоевал такой музыкальный жанр, как вальс. Вена представляла собой в то время в буквальном смысле слова танцующий город: танцевали в парках и на площадях, на ярмарках, в кафе.
Славу вальсу принесло известное семейство музыкантов- композиторов Штраусов. Иоганн Штраус-отец (1804—1849) и Иоганн Штраус-сын (1825—1899), создав свои оркестры, написали большое количество вальсов и другой танцевальной музыки, которая исполнялась не только в Вене, но и за её пределами. И. Штраус-сын, которого называли королём вальсов, со своим прославленным оркестром неоднократно выступал в России. Ему принадлежит ведущая роль и в создании подлинно национальной оперетты, которую называют венской. В Вене И. Штраусу-сыну установлен памятник.
В процессе восприятия вальса из оперетты “Летучая мышь” И. Штрауса-сына, интонирования его мелодий, свободного дирижирования фрагментами вальса, предложите учащимся объяснить смысл шутливого выражения композитора: “Мелодии текут из меня, как вода из крана”, выявить особенности развития музыки (чередование мелодий, контрасты темпа и динамики, яркость оркестровки и т. п.), а также поразмышлять над вопросом: • Почему вальсы Штрауса называют оркестровыми сюитами?
Заданием повышенной сложности можно считать то, в котором учитель предложит вспомнить знакомые вальсы из балетов (П. Чайковского, С. Прокофьева) и сравнить их с вальсом из оперетты “Летучая мышь”.
Мюзикл американского композитора Фридерика Лоу (1901 — 1988), написанный по пьесе английского драматурга Бернарда Шоу “Пигмалион”, переведён на 11 языков и с успехом ставился более чем в 20 странах мира, в том числе и в России. Простая девушка Элиза и профессор фонетики Хиггинс стали любимыми персонажами театра музыкальной комедии.
Перед прослушиванием сцены из мюзикла предложите учащимся спеть (с ориентацией на нотную запись) её главную мелодию, подчеркнуть в ней черты песенности и танцевальности. Восприятие фрагмента из мюзикла позволит школьникам убедиться в том, что в мюзикле манера пения отличается от оперного (включение речитативов в музыкальную ткань, вокальная мелодия приближена к речевому интонированию). Неоднократное повторение главной мелодии приближает этот фрагмент к песенной куплетной форме. Пусть учащиеся задумаются над тем, на какую часть сцены приходится кульминация.
В завершение урока можно предложить учащимся спеть и инсценировать сцену урока музыки из мюзикла Р. Роджерса “Звуки музыки”, а также посмотреть фрагмент фильма-балета “Галатея” на музыку Ф. Лоу.