Балет «Петрушка» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Балет «Петрушка» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 4 класс

Задачи урока: осознание жизненного содержания балета “Петрушка”, его связей с народными традициями; понимание программного содержания балета, особенностей его воплощения в форме сюиты; формирование умения воспринимать музыку в процессе её интонационно-образного и жанровостилевого анализа; выражать своё отношение к музыке балета в развёрнутых речевых высказываниях, аргументации своего собственного отношения к музыке И. Стравинского; воплощать образы балета в пластических композициях; сопоставлять язык музыки с языком живописи.

Здесь учащиеся знакомятся с новым для них именем — Игорь Фёдорович Стравинский (1882—1971) и с музыкой его балета “Петрушка”. Напомним, что музыкальный материал учебника условно распределён по разделам, поэтому при планировании уроков вы можете обратиться к музыке И. Стравинского, изучая материал других разделов.

В разделе “В концертном зале” балет “Петрушка” предстаёт перед учащимися прежде всего, как многокрасочная симфоническая сюита. В разделе “Чтоб музыкантом быть...” акцент делается на особенностях музыки И. Стравинского, на её отличии, скажем, от музыки П. Чайковского. В разделе “Гори, гори ясно...” следует подчеркнуть образное выражение настроений народного праздника, его мозаичность, обратить внимание на многозначность музыкальной характеристики.

В данном разделе как бы суммарно представлены все названные направления. Рассмотрите с детьми картину Б. Кустодиева “Балаганы”. Множество деталей, ярких и сочных красок народного гулянья слито в единое целое: люди, тройки, театральное представление, деревья с заснеженными ветками, нависающими над площадью... • Звучит ли эта картина и как? Пусть учащиеся попытаются аргументировать свои ответы.

Картина может быть представлена детям в сопоставлении, например, с картиной М. Сарьяна (предыдущий разворот учебника) или с картиной М. Нестерова “В скиту”, с картинами Д. Лейстера “Мальчик-флейтист” или “Музыкантши” неизвестного автора (см. учебник для III класса). • К какому времени, к каким эпохам относятся эти картины? • Какому народу или стране они принадлежат? • Безмолвны они или звучат? Естественно, они должны быть озвучены соответствующей музыкой. Внимание учащихся привлекается к стилевым особенностям музыки — эпохальному, национальному и, конечно, индивидуальному стилю композитора.

Прочитать содержание первой картины балета и выполнить задания в учебнике учащиеся могут до слушания музыки. Познакомьте их с главными темами. В процессе (или после) прослушивания сцены следует отметить, что отдельные музыкальные темы объединяются между собой музыкой, изображающей разноголосый гомон праздничного гулянья. Это придаёт построению сцены балета черты рондо. Кульминация всей сцены — русская пляска. Яркими красками отдельных инструментов и всего оркестра в целом расцвечена эта музыка. Красочность музыкальной ткани, обилие разнохарактерных, контрастных эпизодов, передающих праздничное настроение, роднит музыку И. Стравинского с картиной Б. Кустодиева.

“Петрушка” — это сама жизнь! — писал композитор Н. Мясковский. — Вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали... точно вы сами в снежно-солнечный, сверкающий масленичный день... втесались в праздничную, весёлую, хохочущую толпу и слились с ней в неразрывное ликующее целое”.

Впечатление учащихся от музыки балета будет полнее, если затронуть вопрос о выразительном значении изобразительного искусства на театральной сцене. Это и декорации, и костюмы действующих лиц (эскизы двух костюмов учащиеся увидят в учебнике), и световое оформление сцены. В оперном и балетном спектаклях слуховое восприятие всегда обогащается зрительным восприятием всего, что предстаёт перед глазами. Можно предложить учащимся представить себя в роли художников-оформителей, декораторов, костюмеров и нарисовать дома фрагменты из наиболее запомнившихся и полюбившихся им опер и балетов так, чтобы рисунки отвечали образному содержанию музыкального спектакля, подчёркивали характер, настроение той или иной сцены.






Для любых предложений по сайту: [email protected]