Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 3 класс
Задачи уроков: развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры; обобщение материала; планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений; поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; формирование умения оценить музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств; подготовка к завершению работы над исследовательскими мини-проектами.
Замечательный русский композитор и учёный Сергей Иванович Танеев (1856—1916) заметил однажды, что если бы на Земле появились жители других планет, которым следовало бы за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Симфонию № 9 Л. Бетховена... А вот как в стихах выразил своё впечатление от музыки Л. Бетховена поэт Н. Заболоцкий:
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал...
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Третьеклассникам предлагается сначала послушать фрагмент финала Симфонии №9 — последней симфонии Л. Бетховена — в исполнении учителя, затем выучить его главную тему и, наконец, услышать её в исполнении хора и оркестра. Возможно, учащиеся уже слышали эту музыку, так как значительные события в жизни многих народов, многих стран мира (например, Олимпийские игры) нередко отмечаются исполнением Симфонии № 9.
После того как учащиеся самостоятельно определят содержание музыкального образа этой темы и выскажут свои соображения, можно разучить с ними тему финала.
Радость юной жизни пламя!
Новых светлых дней залог!
Мы, впивая сердцем пламя,
Входим в светлый твой чертог.
Сорван гнёт с границ ненужных,
Там, где всё живёт трудом.
Все творцы идей послушны
Под твоим большим крылом.
Радость светит нам в тумане,
Греет сердце в час невзгод.
Плен страстей нас в бездну манит,
Радость к солнцу нас зовёт.
Радость вспомнят все народы,
Гнёт седых веков забыв.
Из груди самой природы
К счастью слышен наш призыв
Ещё в юности, увлечённый идеями французской революции, Л. Бетховен искал музыкальное воплощение оды “К радости” Ф. Шиллера, на текст которой написан финал симфонии. Идеи общечеловеческого равенства, братства и свободы волновали композитора на протяжении всего творческого пути. Не случайно музыкальная тема финала возникла задолго до симфонии, и в разных произведениях композитора можно найти родственные этой теме образы. Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, превращается в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. “Обнимитесь, миллионы!” — этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера.
Для закрепления представлений о значении Симфонии № 9 в творчестве Бетховена можно предложить учащимся посмотреть фрагмент художественного фильма “Переписывая Бетховена” (режиссёр А. Холланд. 2006).
Музыка И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, символизирующая собой высшие достижения человеческого гения, безусловно, настроит учителя на обобщённое, творчески импровизационное построение заключительных уроков года. В эти уроки, помимо произведений, обозначенных на страницах учебника, важно включить те сочинения, которые особенно запомнились детям и которые они хотели бы ещё раз исполнить или услышать. Для выяснения этого предлагаются задания в рабочей тетради (с. 26—27).
Самое важное, чтобы учащиеся почувствовали и поняли, как встречаются через века и оказываются близкими нам сочинения Л. Бетховена и М. Глинки, В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, самые разные музыкальные жанры: ода и кант, симфония и опера. “Славься!” М. Глинки и финал Симфонии № 9 Л. Бетховена — это единая песнь-гимн человеческому счастью, радости, это торжество человеческого духа.