Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 4 класс
Задачи урока: воспитание любви к родному краю; освоение умений и навыков самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений, развёрнутого речевого высказывания (с использованием музыкальных терминов и понятий), умения размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество и высказывать своё мнение; выразительно, интонационно осмысленно исполнять музыкальные темы сочинений разных жанров (инструментальный концерт, вокализ, песня) и стилей (на примерах лирических образов музыки С. Рахманинова, народной песни).
“Мелодия”. Первый урок в IV классе вновь начинается с обобщённого понятия мелодия на примере Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943). “Спеть мелодию на фортепиано” хотел для нас, слушателей, композитор. Вместе с учащимися спойте эту удивительную мелодию, а затем пусть они сравнят основную тему концерта с мелодиями М. Мусоргского и П. Чайковского, каждая из которых открывает учебники I, II и III классов.
Можно вспомнить слова Б. Асафьева, который говорил о мелодии С. Рахманинова: “...стелется, словно тропа в полях”. Нотная запись поможет учащимся увидеть, как плавно, поступенно движется мелодия, начало которой построено всего на четырёх звуках. Её нетрудно спеть как вокализ на какой-либо гласный звук (лучше всего на гласный “ю”) и с называнием нот. Затем дети услышат, как эту прекрасную, бесконечно льющуюся мелодию, похожую на народную песню, исполняет сначала пианист, а затем, как бы соревнуясь с ним в певучести, тему подхватывает весь симфонический оркестр.
После звучания музыки С. Рахманинова, сравнения её с фрагментами произведений М. Мусоргского и П. Чайковского и разучивания какой-либо из песен учитель может предложить вниманию учащихся рассказ “Русь” из рабочей тетради (с. 3). Пусть каждый выберет то музыкальное сочинение, которое могло бы завершить этот рассказ.
После того как музыка не раз прозвучит на уроке в собственном исполнении детей и в фонозаписи, учащиеся, несомненно, дома справятся с заданием, предложенным в рабочей тетради (разворот “Мелодия — душа музыки”). Рассмотрев нотную запись этих неспешных (то задумчивой, задушевной, то безмятежной) мелодий русских композиторов, они смогут определить, где какая мелодия находится, подписать названия произведений и подобрать цветовой фон для каждой из них. Совершенно очевидно, что здесь нет места ярким, сочным цветам — пастельные, акварельные тона наиболее точно передадут музыкальные образы этих сочинений.
Ответить на вопрос, что роднит эти мелодии, помогут высказывания самих композиторов. “Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому это русская музыка”, — писал С. Рахманинов. В учебнике для III класса были приведены слова П. Чайковского: “Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку- Русь!” И наконец, учитель может прочитать фрагмент из письма М. Мусоргского Н. Римскому-Корсакову: “Пребольшое мне утешение передать русским людям и иным русскую песню. Благословенная, историческая заслуга. Ведь пропасть могла бы она, родная, стереться вовсе; а когда подумалось, что умелый русский взялся за такое святое дело, так радуешься, и утешение нисходит”.
По словам С. Рахманинова, он написал концерт и “себе по душе”, и “себе по руке”. В его игре сочетаются глубина, яркость и эмоциональность с превосходной техникой. В фонохрестоматии для IV класса фрагмент Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова звучит в исполнении автора.
Музыковед В. Брянцева, исследователь творчества С. Рахманинова, пишет о его музыке: “Рояль тихо поёт задушевную тему-песню. Она льётся со скромно-величавой, сдержанной плавностью и в то же время с безудержным привольем и необъятной широтой, удивительно естественно сливаясь со строгой, чёткой и настороженной ритмической пульсацией оркестрового аккомпанемента... кажется, будто она [главная тема] раскинулась перед нами во всю свою гигантскую ширь. И этой чудесной темой-песней о родине великий народно-национальный “певец на фортепиано” зовёт не просто любоваться архаичной Русью, а вместе с ним трепетно вдумываться в её сложные судьбы...” По образному выражению А. Блока, тема Концерта №3 является лирической темой о России.
Если учащиеся поразмышляют не только над тем, что роднит мелодии М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, но и над тем, что их отличает, им значительно легче и интереснее будет сочинять свои мелодии на стихи русских поэтов, помещённые в рабочей тетради.
Учитель должен построить фрагмент урока таким образом, чтобы дети не ограничивались правильным, но умозрительным ответом, который может оказаться либо формальным, либо надуманным. Главное — выразительно, поэтично прочитать стихи, постараться приблизить их к музыкальной мелодии. Определяющим станет то настроение, состояние, которое они попытаются передать в каждом из стихотворений. Строки А. Пушкина начинаются как бы с кульминации-истока, после которого “мелодия” затихает, звучит приглушённее. Стихотворение А. Фета, естественно, повлечёт за собой молитвенное звучание: сдержанное, тихое, неспешное, строгое и вместе с тем спокойное. И наконец, лёгкое, игривое, как бы с улыбкой читаемое стихотворение К. Бальмонта.
“Ты запой мне ту песню...”. Сравнение мелодий русской народной песни “Ты река ль, моя реченька” и “Песни о России” В. Локтева (слова О. Высотской) позволит обратить внимание учащихся на особенности их развития, ладовую окраску, особенности формы.
“Что не выразишь словами, звуком на душу навей”. Ещё одно произведение С. Рахманинова, с которым познакомятся четвероклассники, — “Вокализ”. История его написания и посвящения великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой, портрет которой на фоне нот этого сочинения дети увидят в учебнике, хорошо известна. Эта мелодия вырастает из небольшой интонации и развивается, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски, новые оттенки чувств и переживаний. Эта бесконечно льющаяся мелодия сродни песне и романсу. Интересно сравнить необычайно выразительную мелодию “Вокализа” с темой 1-й части фортепианного Концерта № 3. Обе мелодии по своей широте, интонационному строю близки русской песне. Пусть учащиеся определят, что общего у этих мелодий и русских народных песен (широта мелодического развития, неторопливость, свободное варьирование интонаций и др.).
Кажущаяся безостановочность движения мелодической линии “Вокализа” введена С. Рахманиновым в стройные рамки трёхчастной формы. Особое выразительное значение приобретает в этом сочинении сопровождение — ровное движение восьмыми длительностями. Можно предложить детям дополнительное задание: обратить внимание на развитие мелодии и сопровождения. Вначале в сопровождении слышатся размеренные аккорды, но постепенно взволнованность, напряжённость звучания мелодической линии передаётся и аккомпанементу. Он приобретает всё большую самостоятельность. В его звучании появляются подголоски, интонационно близкие основной мелодии. Вместе со свободно парящим высоким женским голосом — сопрано — они образуют причудливую вязь, узор, кружево. В конце сочинения возникает выразительный дуэт-диалог между голосом и инструментом, когда основная мелодия переходит к фортепиано. Для того чтобы лучше почувствовать полифоничность музыки “Вокализа”, можно предложить учащимся вслушаться в сопровождение и движениями, имитирующими игру на скрипке, подчеркнуть протяжённость мелодической линии, отметить фразировку. • В чём же неувядаемая красота “Вокализа”? Пусть ребята попытаются ответить на этот вопрос самостоятельно.
“Вокализ” может стать одним из любимых произведений учащихся. Желательно предложить им прослушать разные интерпретации “Вокализа” и сравнить, что и как меняется в зависимости от его трактовки. Известно, что С. Рахманинов сам переложил “Вокализ” для голоса и струнного оркестра, а также для скрипки, для виолончели с фортепиано и для оркестра. Исполняется этот романс в различных инструментальных обработках для трубы, контрабаса и др.
Через пение (вокализацию), слушание, движения учащиеся в полной мере ощутят особенности этого жанра музыки. Все способы действия, включённые в процесс создания художественного образа, по сути, являются неотъемлемой частью интонационного анализа музыкального сочинения. Передавая в процессе звучания своё ощущение, чувствование музыки, дети активно её интонируют.
Постепенное накопление интонационно-слухового опыта естественным путём приводит учащихся к обобщению, выраженному в термине, понятии и т. п. Освоение нотного текста осуществляется по определённой логике — от восприятия нот как графического изображения мелодии, органично включённого в образ музыки, его “проживания” пластикой тела, жеста, пластической “записью” — “немой интонацией рук” — к узнаванию мелодий (интонаций) из нескольких сыгранных или спетых учителем — к пению с называнием нот. В результате пластическое интонирование наряду с вокализацией, показывая умение учащихся наблюдать за развитием музыки, становится активным средством развития их музыкальности, формирует собственно музыкальное мышление детей — способность слышать музыку, погружаться в неё, чувствовать её настроение.
Интересно сопоставить с учащимися портреты С. Рахманинова (с. 8 учебника), изображённого на фотографии (с автографом композитора) и на рисунке Л. Пастернака (с. 13). • Что можно сказать о композиторе, глядя на его портреты и слушая его музыку?