Мир Прокофьева. Певцы родной природы - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Мир Прокофьева. Певцы родной природы - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 3 класс

Задачи уроков: погружение в образно-смысловой мир музыки, её личностное присвоение в активных формах музыкальной деятельности (сотворчество, сочувствие, сопереживание); формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

“Мир Прокофьева”. “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце...” — эти строки К. Бальмонта как нельзя лучше подходят к прозвучавшему на уроке необычному музыкальному фрагменту — “Шествие солнца” — из 4-й части Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С. Прокофьева “Ала и Лоллий”1.

Композитор раздвинул изобразительные границы музыки в обрисовке картины могучего расцвета природы и создал яркий динамичный образ восходящего солнца. Финал “Поход Лоллия и шествие солнца” представляет собой ослепительную звуковую фреску. Музыка словно обжигает своим неистовым красочным гулом. Здесь, по словам Б. Асафьева, — “буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся”. Эта кода построена на эффекте колоссального звукового подъёма. С. Прокофьев применил четверной состав оркестра с большим количеством добавочных голосов, полностью используя богатый арсенал медных духовых и ударных инструментов. Все новые группы инструментов включаются в нарастающий гул, над которым плывёт и ширится пронзительное, обжигающее звучание труб. Мелодическое начало почти отсутствует.

Заранее можно предложить учащимся нарисовать картину восхода солнца. Рассматривая рисунки на уроке, учитель вместе с детьми отбирает их по настроению, характеру, например восход тёплый, мягкий, нежный, лиричный или яркий, радостный, обжигающий.

Вслед за этим дети слушают два музыкальных фрагмента и определяют, какой из них созвучен тем или иным рисункам. (Звучит “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига и “Шествие солнца” из сюиты “Ала и Лоллий” С. Прокофьева.) Учащиеся почувствуют яркий контраст этих двух музыкальных картин. Один композитор сочинил эти произведения или разные? Что можно сказать об авторах этих сочинений?

Вот как выразил своё отношение к музыке русского композитора С. Прокофьева известный пианист Артур Рубинштейн: “Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать о себе: “Солнце — это я!” А вот как писал о его музыке, “солнечной, словно заряженной жизненной энергией” Д. Кабалевский: “Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки XX века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых драматически-напряжённых, трагедийных страницах его музыки... мы всегда чувствуем, что где-то там, за тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно засияет над нами...” Такое ощущение музыки Прокофьева возникает и у детей. В начальных классах достаточно обратить внимание учащихся на чеканные, мужественные ритмы сочинений С. Прокофьева, которые рождены стихиями марша, танца, человеческого жеста; вслушаться в мелодическую линию, непрерывную, выразительную, ясную по своему эмоциональному содержанию, но имеющую характерный рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями.

Если вслушаться в музыкальную речь С. Прокофьева, то окажется, что спеть его мелодии очень трудно: звуки находятся друг от друга на большом расстоянии. Пусть учащиеся попытаются спеть мелодию “Прогулки”. Какими большими скачками-уступами она движется! А если мы выпишем эту мелодию без скачков, то увидим, что это та же гамма. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 24—25) позволит соотнести графическую запись со звучанием музыки, отметить особенности музыкальной речи разных композиторов. А задания на с. 22—23 (импровизации и сочинение мелодии на предлагаемые тексты) позволят учащимся проявить творческую инициативу и осознанно подойти к выбору средств выразительности для воплощения того или иного музыкального образа.

Учитель может работать с этим разворотом как отдельно, так и в сопоставлении со следующим разворотом, посвящённым музыке П. Чайковского и Э. Грига. Это, с одной стороны, поможет учащимся вспомнить, с какими произведениями они уже знакомы, с другой — позволит оттенить особенности, своеобразие музыкального языка, музыкальной речи каждого из этих композиторов.

“Певцы родной природы”. На этом развороте приводятся слова Э. Грига и П. Чайковского друг о друге и о любви каждого из них к своему краю, родной природе, народным напевам. Это своего рода творческое кредо, определившее характер и национальный стиль музыки этих мастеров.

Пусть дети попытаются создать воображаемый портрет уже достаточно знакомых им композиторов — С. Прокофьева, П. Чайковского и Э. Грига. Этому поможет вслушивание в их сочинения и высказывания композиторов. Например, П. Чайковский о норвежском композиторе Э. Григе писал: “В его музыке... отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной и убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик...” А вот как оценил самого себя Э. Григ: “Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел... строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо”.

Сущность музыки Э. Грига и истоки её своеобразности содержатся в его напевах — то сурово-скорбных, то нежно-печальных, то задорно-весёлых, бодрых и радостных. В них отражены впечатления от жизни среди необычайно прекрасной природы Норвегии.

Убедительность мелодии П. Чайковского — музыки, всегда песенной, выражающей высокую культуру человеческого чувства, лирически раскрывающей длящееся, как песня, состояние природы, “в лирической образности”, по словам Б. Асафьева, “словно заставляющей чувствовать, а потому и видеть то, о чём поёт наше сердце”. Его музыкальный почерк отличает глубокое и чуткое переосмысление ритмо-формулы вальса, сочетание присущей вальсу волнообразности мелодии с русской распевностью, широтой и плавностью дыхания.

Если вслушаться в музыкальную речь П. Чайковского, то можно заметить, что все звуки мелодии находятся рядом, следуют один за другим, опевают друг друга.

Так дети в доступной для них форме уже не первый раз прикасаются к теме стиля, утверждаясь в мысли о том, что “стиль — это человек”. Понятие стиля наполняется всё более ёмким, глубоким смыслом.


1 См.: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]