Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Опера «Снегурочка» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс
Задачи уроков: обобщение и систематизация жизненных и музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; развитие умений воплощать музыкальные образы действующих лиц в собственном исполнении, в развёрнутых речевых высказываниях.
“Опера “Снегурочка” — это ещё один музыкальный спектакль, с которым встретятся учащиеся на страницах учебника для III класса. Можно обратить внимание учащихся на то, что опера М. Глинки была написана по поэме А. Пушкина “Руслан и Людмила”, в основе оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка — древнегреческий миф о певце Орфее и силе искусства, а в основе оперы Н. Римского-Корсакова — пьеса A. Островского “Снегурочка”.
Разворот “Волшебное дитя природы” посвящён знакомству с арией Снегурочки и сценой таяния. Вспоминая русскую народную сказку и рассматривая рисунок В. Васнецова, пусть дети попытаются представить музыку арии Снегурочки. Ведь ария, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперы, оперного спектакля. • Какой должен быть характер арии? • Какой голос её будет исполнять? • Какие инструменты могут её сопровождать?
Контраст музыки пролога (ария “С подружками по ягоду ходить”) и сцены таяния позволит почувствовать учащимся, как реальность переплетается со сказкой. Пусть дети не только послушают арию Снегурочки, но и попробуют её напеть, для того чтобы в полной мере ощутить непосредственность, шаловливость, лёгкость, воздушность Снегурочки, фантастические черты сказочного лесного существа (“голос природы”); понять, как из интонаций ауканья вырастают колоратурные пассажи, виртуозные мотивы мелодии, которые больше напоминают инструментальные наигрыши и холодно и прозрачно звучат и в партии солирующей флейты.
Можно обратить внимание на тембровую окраску темы и в сцене таяния. Если в начале солирующая скрипка и флейта (потом скрипки и кларнет, скрипки и гобой) окрашивают музыку в тёплые и трогательные тона (“Но что со мной? Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!”), то на словах “Люблю и таю” к сопрано, кларнету и аккомпанирующим струнным присоединяются духовые и арфа. Именно глиссандо арфы позволит ощутить как бы истаивание, растворение мелодии. Тема звучит несколько раз, и учащиеся, возможно, заметят рондообразность сцены.
Во втором действии обрисован мудрый царь Берендей, который поражён красотой Снегурочки, сравнивает её с нежным весенним ландышем. В учебнике на развороте “Полна чудес могучая природа...” дети увидят эскизы декораций B. Васнецова “Берендеева слободка” и “Палаты Берендея”.
Задумчиво звучит нежная мелодия каватины “Полна, полна чудес могучая природа...”, которую исполняет высокий мужской голос (тенор) в сопровождении неторопливо сменяющихся красивых гармоний у засурдиненных струнных и непрерывно льющейся мелодии у солирующей виолончели. Всё это раскрывает чуткую к прекрасному, поэтическую натуру царя Берендея, внешность которого часто сравнивают с обликом самого композитора.
Разворот “В заповедном лесу” знакомит учащихся с пляской скоморохов, которая исполняется в третьем действии оперы перед Третьей песней Леля, и с заключительным хором оперы. • В какой момент начинается пляска — сразу или сначала скоморохи выбегают, а собственно пляска начинается со звучания духовых инструментов (тема звучит как наигрыш гобоя в сопровождении струнных)? • Меняется ли тема? • Как она развивается?
Заключительный хор оперы “Свет и сила бог Ярило” сочинён Н. Римским-Корсаковым в характере древних гимнических напевов. Целесообразно разучить с детьми эту мажорную мелодию хора, стараясь приблизить исполнение к звучанию в опере, где первую строфу запевает Лель, вторую исполняет хор, третью — ансамбль солистов, и оркестровое и хоровое tutti. Аналогично этому в классе начинает петь солист, затем группа детей, весь класс, учитель — соло на фортепиано (октавные унисоны) и в завершение весь класс под аккомпанемент учителя при постоянном нарастании динамики и ускорении темпа. Всё это поможет ярче почувствовать силу, блеск, яркость финала, полного радости и солнечного света.
Интересно сопоставить песенные и маршевые темы разного характера (“Шествие царя Берендея” сравнить с “Маршем Черномора”, “Маршем” из балета “Щелкунчик”, “Маршем” из оперы “Любовь к трём апельсинам”, “Хором фурий”). • Что общего и различного во всех названных произведениях? Везде слышна поступь, однако насколько же она различна!
Ответы на вопросы, поставленные в учебнике, позволят детям достаточно полно проникнуть в суть идеи оперы — о торжестве и могучей силе природы и искусства.