Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Океан — море синее - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс
Задачи урока: знакомство со вступлением к опере-былине “Садко” Н. Римского-Корсакова; осознание литературных истоков оперы; накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности.
Разворот посвящён знакомству со вступлением к опере-былине “Садко” Н. Римского-Корсакова. Всё вступление (тема моря — одна из главных в опере) вырастает из короткой нисходящей попевки. • Что придаёт красочность этой музыке? • Как развивается эта интонация? Внимание учащихся необходимо обратить на сплетение восходящих и нисходящих ритмомелодических рисунков, непрестанное обновление (варьирование). Всё это и рождает образные ассоциации с величавой и полной жизни морской стихией. “Струящиеся” мотивы и тональная окраска (ми-бемоль мажор) по звуко-цветовому ощущению композитора соответствуют “серо-свинцовой” цветовой гамме северного моря. Очевидно, учащиеся заметят, как в конце картины на фоне мотива моря мечтательно и фантастично звучат причудливые аккорды (гармонии), вызывая ощущение сказочности подводного царства.
Своеобразие таланта Н. Римского-Корсакова, заключающееся в сочетании слухового и зрительного воображения, объясняет яркую изобразительную силу его музыки, равную которой едва ли можно найти у кого-либо из величайших музыкантов мира. Он обладал “чародейским” даром отражать внешний мир в музыке.
Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 28—29) будет способствовать осознанию музыкальных форм (трёхчастная, рондо, вариации).