Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Опера «Орфей и Эвридика» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс
Задачи урока: осознание роли сопоставления контрастных образов света и тьмы в сюжете оперы; закрепление представлений о взаимодействии музыки, литературы, сценического действия в оперном спектакле; постижение закономерностей оперы на основе интонационно-образного анализа её фрагментов; формирование музыкально-слухового опыта, эмоционального словаря и словаря музыкальных терминов и понятий.
В опере “Орфей и Эвридика” немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714—1787) учащиеся вновь встретятся с резко контрастными образами добра и зла — Орфея и фурий (злых ведьм мрачного царства Аида). Несомненно, учитель познакомит третьеклассников с мифом об Орфее. Но стоит ли это делать до слушания музыки? Собственно музыкальную восприимчивость лучше всего воспитывает сама музыка. И пусть ребята напоют “Мелодию” К. Глюка, послушают её в записи и задумаются над тем, какие чувства передаёт эта лирическая мелодия, полная сдержанной, благородной скорби и любви, интонаций плача. Эти секундовые интонации следует напеть с детьми, ориентируясь на нотную запись в учебнике.
В основе переживаний человека — любовь, утраты, потери, стремление к счастью, добру, справедливости. Эти состояния особенно ярко проявляются при сопоставлении музыки “Мелодии” и “Хора фурий”. Наиграв тему “Хора фурий”, можно спросить у детей: • Из одного ли произведения эти фрагменты? • Если да, то в какой последовательности они могут звучать? • Зло, ворвавшееся в жизнь человека, рок, изменивший его судьбу, — как звучит эта музыка?
Пусть школьники напоют тему “Хора фурий” и послушают её в записи. Мощное звучание оркестра, хора, акцентированные унисоны (резкое форте — sf), ровное движение (как суровое заклинание), острые гармонии, возможно, напомнят им образ зла в другой опере (“Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”). Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках, в разных видах искусства всегда узнаваемо и ему всегда противостоит могучее, доброе, светлое начало.
После знакомства с мифом об Орфее и рассказа учителя об опере можно предложить детям повторно послушать “Хор фурий” и “Мелодию”. Фурии символизируют силу, противостоящую человеку, как “веление свыше”, то, с чем человеку приходится вступать в неравную борьбу, испытывая свою волю и проявляя героизм. • Как может музыка развиваться дальше? Пусть учащиеся выскажут свои предположения. (Чем настойчивее, напряжённее жалобы и мольбы Орфея, тем больше смягчается звучание хора, светлеет его колорит. Мягкая, пластичная, трогательная мелодия разрастается, ведь она должна очаровать и тронуть духов.)
• Почему эту мелодию, написанную 250 лет назад, часто исполняют в концертных программах, по радио, телевидению? • Чем она нас трогает сегодня? • В чём её сила? Важно, чтобы учащимся вновь захотелось к ней вернуться, чтобы на вопрос, старинная это музыка или современная, они не смогли ответить однозначно: музыка написана давно, современна, созвучна нашим чувствам и мыслям.