Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 2 класс
Задачи уроков: формирование эстетических потребностей, ценностной сферы детей; развитие художественно-музыкальной деятельности учащихся как фактора формирования их эмоционально-чувственного опыта, гармоничных взаимоотношений с природой, постижения красоты и выразительности окружающего мира и мира человеческих чувств, эталонов доброго, чуткого, ответственного отношения к внутреннему миру человека; создание ситуации эмоциональной комфортности; осознание песенности, танцевальности и маршевости в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.
“Расскажи сказку”. На развороте даются в сопоставлении “Нянина сказка” П. Чайковского и “Сказочка” С. Прокофьева. Пьесы двух фортепианных альбомов для детей эффективнее разбирать с учащимися непосредственно за инструментом.
В названии пьесы С. Прокофьева “Сказочка” не упоминается рассказчица — няня, но музыкальный аккомпанемент подсказал художнику её образ. У С. Прокофьева сказка начинается не сразу. Вероятно, мальчик увидел свою няню сидящей за вязанием и попросил рассказать сказку... Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд-тактов отрывается няня от своего вязанья (видимо, в сказке что-то страшное произошло), переводит дыхание и ведёт сказочку прежним говорком к мирному, спокойному концу. Здесь вновь можно применить приём распева на слова “жили-были царь с царицей” или какие-либо другие основные мелодии.
Няня в пьесе у П. Чайковского начинает рассказывать сказку сразу, и, как предполагают ребята, этой сказкой она хочет испугать маленького воспитанника. Не случайно дальше следует пьеса “Баба-яга”. Постарайтесь с учащимися в классе ответить на вопросы этого разворота, связать их с интонационно-образным пониманием миниатюр. Не стоит сочинять сказку всем классом, лучше, если она будет у каждого своя.
“Колыбельные”. “Мама”. На разворотах предлагаются четыре колыбельные песни (три из них в разное время написали композиторы А. Островский, Е. Крылатое, Р. Паулс, и одна из них — народная латышская песня). Практика показывает, что детям очень нравятся все предложенные здесь песни. Они поют их с удовольствием, так как эта музыка звучит дома, часто исполняется по радио, телевидению. Не будем подробно останавливаться на вокально-хоровой работе, но хотим дать совет: во всех предложенных песнях, в том числе и в “Вечерней песне” А. Тома, постарайтесь определить с детьми интонацию колыбельной. Это поможет выразительному исполнению песен.
“Мама”, пьеса из “Детского альбома” П. Чайковского, — отражение первой мысли ребёнка до и после сна, лирическая, интимная. Постарайтесь с учащимися найти слова для мелодии П. Чайковского по аналогии с “Вечером” С. Прокофьева.