Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 2 класс
Задачи уроков: формирование умения воспринимать музыку разных жанров, различать виды и интонационнообразные особенности танцевальной, маршевой музыки; формирование первоначальных представлений о стиле композитора (на примерах фортепианных пьес П. Чайковского и С. Прокофьева); выявление особенностей музыкальной речи композитора путём сопоставления звучания и графического моделирования мелодий; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; развитие ассоциативно-образного мышления при сравнении музыки и живописи.
На рисунках разворота “Танцы, танцы, танцы...” наглядно выражена пластика движений русской народной пляски и зажигательной итальянской тарантеллы, чешской польки и вечно юного вальса. Знакомство с танцами “Детского альбома” П. Чайковского и “Детской музыки” С. Прокофьева позволит обратить внимание учащихся на её ритмическую основу, на танцевальные ритмы, которые дети смогут подчеркнуть игрой на музыкальных инструментах, характерными движениями. Не случайно рядом с названиями танцев выписаны ритмоинтонации, отличающие один танец от другого.
Музыкально-слуховые впечатления учащихся, полученные на уроках, найдут своё продолжение в их самостоятельной деятельности в рабочей тетради (с. 14). Обращение к нотной графике вальсов высвечивает особенности музыкальной речи каждого композитора, даёт представление о его “почерке”. Дети, рассматривая нотную графику и вспоминая музыку (или слушая её), могут продирижировать ею. Раз-два-три! Раз-два-три! Ноты как будто слетели с нотного стана и закружились в вальсе. На одном рисунке мягко и плавно поднимаются и опускаются. А на другом стремительно взлетают вверх. • Какой вальс сочинил П. Чайковский, а какой — С. Прокофьев? Своеобразие мелодической линии у каждого композитора предстаёт особенно наглядно в сопоставлении. О мелодии С. Прокофьева дети часто говорят, что её трудно спеть. Мелодия же П. Чайковского с её закруглениями, опеваниями, поступенностью движения (все звуки рядом) поётся легко и свободно.
В “Детский альбом” П. Чайковского, помимо бальных танцев (вальса, мазурки, польки), включена русская народная пляска “Камаринская”, сопровождение к которой учащиеся исполняют по ритмической партитуре на развороте “Плясовые наигрыши” и “Музыка в народном стиле”.
“Эти разные марши”. В “Детской музыке” С. Прокофьева много танцев и маршей, только их названия не всегда отвечают жанру: “Прогулка”, “Шествие кузнечиков”, “Ходит месяц над лугами”, “Марш”. Все эти пьесы передают движение, но в каждой — своя пластика. Пьеса “Шествие кузнечиков” своим названием, казалось бы, близка маршу, но послушайте и сыграйте её несколько раз, и, может быть, вы услышите танцевальные мотивы в этом свободном “шествии”. • Не похожа ли эта музыка на галоп? Обсудите это с учениками. Пьесы “Вальс” и “Марш” не нуждаются в подробном описании, они хорошо знакомы учителям. Завершается альбом уже знакомой пьесой “Ходит месяц над лугами”, напоминающей русскую народную песню, которую С. Прокофьев сочинил под впечатлением от ночного пейзажа в Поленове (что в Тульской области).
На уроках учащимся не раз предлагается, услышав фрагменты различных произведений, определить, кому из композиторов они принадлежат. Это означает лишь то, что идёт целенаправленное накопление музыкально-слухового опыта как опыта интонационно-стилевого. Важно привлечь внимание детей к своеобразию музыкальной речи каждого композитора — каждый “говорит” по-своему, у каждого свой почерк, свой стиль. Без каких-либо теоретических объяснений понятия музыкальная речь, стиль и другие входят в лексикон учащихся и становятся неотъемлемой частью их опыта.
Как правило, дети интуитивно чувствуют, кому из названных композиторов принадлежит то или иное произведение, достаточно быстро начинают различать, что эта музыка П. Чайковского, а эта — С. Прокофьева.
Ребятам предоставляется возможность сравнить музыку и рисунки разных танцев и маршей, выяснить, что общего и различного в “Марше деревянных солдатиков” (П. Чайковский) и “Марше” из “Детской музыки” (С. Прокофьев). Эти марши разного характера, назначения, образного содержания. Попробуйте задать детям вопросы, используя современный тестовый подход. • Куда и с каким настроением могли бы шествовать деревянные солдатики: на праздничный парад? на войну? на новогодний праздник? с войны (победителями или побеждёнными)? Несомненно, это активизирует их внимание, “пытливый” слух.
Желательно вспомнить маршевые песни из репертуара I класса (“Солдатушки, бравы ребятушки”, русская народная песня; “Песня о маленьком трубаче” С. Никитина, “Учил Суворов” А. Новикова) и провести аналогию с маршами, звучащими на этом уроке. Закреплению представлений о разных маршах поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 15).
Дети по самой музыке могут убедиться, что эти произведения сочинены разными композиторами, если учитель будет постоянно обращать внимание на родственность таких сочинений П. Чайковского, как “Мелодия”, пьесы из “Детского альбома” (“Вальс”, “Сладкая грёза”, “Марш деревянных солдатиков”). Для этого при повторном исполнении всех названных произведений учитель смягчает жанровые различия, подчёркивая напевность, плавность музыки П. Чайковского и остроту, чёткость звучания пьесы С. Прокофьева.
Накопление слухового интонационно-стилевого опыта происходит пока вне осознания школьниками названных особенностей музыкальной речи композитора. Однако, постоянно обращая внимание на эти особенности, выявляя их в сопоставлении с музыкой других авторов, вы добьётесь того, что учащиеся по звучанию и по графической записи нескольких произведений смогут различить “почерк” разных композиторов, определить, кому из них принадлежит то или иное сочинение.
“Звучащие картины”. На картинах известных художников — П. Федотова, О. Ренуара, П. Корина — изображены музыканты за инструментами: клавесином, пианино, роялем. Главное — характер звучащей на картинах музыки. Перед детьми следует поставить вопрос, какую музыку они “слышат”, глядя на картины, и тогда уже постараться озвучить их предположения. Отбор музыкальных произведений остаётся за учителем. Важно, чтобы это были контрастные произведения, соответствующие суровому образу картины П. Корина; нежному, мягкому, задушевному звучанию домашнего музицирования в картине О. Ренуара; классической музыке прошлого в картине П. Федотова.
Другой вариант: попросить учеников найти сразу ту картину, на которой, вероятнее всего, разучивают пьесы из детских альбомов. Изображение пианино становится подсказкой. • Какую пьесу пытаются разучить чудные барышни? • Какие пьесы могли вызвать их заинтересованность? • Они готовятся к балу? • Или будут участвовать в детском спектакле? • Они готовят урок, заданный учителем • Они знакомятся с нотной новинкой? • Какое слово (или слова) на цветной плашке больше всего подходит (подходят) к этой картине?
В учебных целях можно использовать интерес детей к компьютерным играм и предложить им начать составлять свой электронный словарик эмоций, которые вызывают прослушанные и исполненные музыкальные сочинения. Для этого выделить две графы и в одной записывать эмоциональные впечатления от музыки, которая звучала в классе, а в другой — от той, которую услышали дома, по телевизору, по радио и др., и в классе поделиться своими музыкальными впечатлениями.