Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 2 класс

Задачи уроков: духовно-нравственное воспитание детей; приобщение к историческому прошлому, воплощённому в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства — музыки, литературы, живописи; к духовно-нравственным идеалам; ознакомление с деяниями святых земли Русской — Александра Невского и Сергия Радонежского.

На шмуцтитуле к этому разделу учащиеся увидят величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и картину “Северная идиллия”, принадлежащую кисти замечательного русского живописца К. Коровина. На страницах этого раздела не случайно помещено большое количество иллюстраций. Как в храме органично сливаются все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей.

“Великий колокольный звон”. На уроке учащиеся услышат звучание колоколов из пролога оперы “Борис Годунов” М. Мусоргского. (Заметим, что к этому музыкальному фрагменту учащиеся вновь обратятся в IV классе в разделе “День, полный событий”, когда будут знакомиться с музыкой, которую слушал А. Пушкин в Святогорском монастыре, в том числе, несомненно, и колокольные звоны.) Колокольные звоны Московского Кремля звучат на протяжении всей оперы М. Мусоргского.

Нам хотелось, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма учащиеся запомнили благовест. По образному выражению о. Александра Меня, благовест является “музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви”.

Обратите внимание детей на связь изображения колоколов и нотной записи колокольного звона. Большая величина нот и их расположение как бы передают поочерёдное звучание двух могучих колоколов (благовест), переходящее в радостный трезвон, который изображён более мелкими нотами.

В дальнейшем ребята услышат и торжественный перезвон, которым встречали победивших ратников, и так называемый всполошный колокол, предупреждавший жителей города о появлении неприятеля, и набатный колокол, который оповещал о войнах и пожарах, и метельный звон, помогавший найти дорогу заблудившимся путникам.

Одни люди любили звонить в колокола, а другие любили слушать эти звоны. И среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Второклассники встретятся с имитацией на фортепиано торжественного перезвона колоколов и церковного песнопения в “Богатырских воротах” М. Мусоргского, с набатным колоколом в 4-й части кантаты С. Прокофьева “Александр Невский” — “Вставайте, люди русские!”.

Можно прочитать стихи М. Цветаевой, звучание которых позволяет услышать колокольность, выраженную в слове:

Семь холмов — как семь колоколов,

На семи холмах — колокольни.

Всех счётом: сорок сороков,

Колокольное семихолмие!

Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве. (В “Фонохрестоматии музыкального материала” к учебнику “Музыка. 2 класс” предлагается запись — “Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон” Богоявленского патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры.)

“Звучащие картины”. Картины И. Левитана и А. Лентулова, помещённые на этих страницах, позволят детям представить разные колокольные звоны, что усилит их полное таинственности впечатление от прозвучавшей музыки. “Разбросанные” на цветных плашках слова предлагаются учащимся для определения характера “звучания” картин, их эмоционального настроения. Неоднократное выполнение аналогичных заданий способствует расширению эмоционального словаря школьников.

На данном развороте отсутствует музыкальный ряд: авторам не хотелось предлагать иллюстрирование музыки картинами, навязывать какие-либо произведения. Это целиком творческая работа учителя и учеников каждого конкретного класса. Однако, если название картины И. Левитана “Вечерний звон” ассоциируется с аналогичным названием русской народной песни, то название картины А. Лентулова “Небосвод” может вызвать некоторые затруднения. Предложите учащимся на выбор несколько произведений русской музыки: “Мелодию” П. Чайковского, “Ноктюрн” из Квартета № 2 А. Бородина, “Вокализ” С. Рахманинова, “Вечернюю музыку” из симфонии-действа “Перезвоны” В. Гаврилина и др. В подборе произведений опирайтесь на собственные ассоциации и на то эмоциональное состояние, которое возникнет у детей.

“Святые земли Русской”. Этой теме посвещены два разворота: первый — музыке из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева, второй — народному духовному песнопению о Сергии Радонежском.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается из памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, ещё более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220—1263) и Сергию Радонежскому (1314—1392) — святым земли Русской.

Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придаёт трактовке образов новое осмысление.

Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, “в похвалу”, написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, воздвигнуты памятники, сняты кинофильмы.

Для того чтобы на уроках вести беседу с учащимися об этих русских людях, необходимо ответить на самые простые вопросы: • Когда жили Александр Невский, Сергий Радонежский? • Что они сделали для Руси? • Какие подвиги прославили их имена? • Чем дорога народу их память?

Чтобы понять смысл их подвига, можно предложить учащимся выполнить мини-исследование, найти информацию в книгах, Интернете (с помощью родителей) и рассказать о русских святых одноклассникам на уроках.

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г., после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

“Песня об Александре Невском” — 2-я часть кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”. Звучит она и в начальных кадрах фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”. “Кто придёт на Русь, будет насмерть бит” — такова основная мысль этой части кантаты. Текст песни будет интересен учащимся и поможет учителю более вдумчиво и осознанно работать с фрагментами кантаты. К “Песне об Александре Невском” предлагается вернуться и в III, и в IV классах, каждый раз на качественно новом обобщающем уровне.

Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада раскрывает слушателям тему Родины, помогает выразить её непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами. На втором году обучения есть все основания обратить внимание ребят на звучание аккомпанемента (“гусельные” переборы арф) — этим подчёркивается характер эпического рассказа и средней части хора “Ух, как бились мы, как рубились мы!”. Но она более оживлённа и картинна: слышны звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей, а тяжёлые ритмические акценты напоминают о могучей поступи богатырей. Несомненно, учащиеся услышат, как меняется характер звучания хора, как величавому запеву противопоставляется более подвижная середина, повествующая о давно отгремевших битвах, о победах князя Александра над шведами. Всё это передано в оркестре сочетанием пиццикато у струнных, форшлагов у деревянных, военно-маршевых интонаций у ударных инструментов.

Картины художников М. Нестерова и П. Корина помогут учащимся полнее представить себе своего далёкого предка. Пусть ребята сопоставят образы Александра Невского — святого и воина — в этих картинах и в музыке С. Прокофьева. (Образ Александра Невского связан и с кинообразом артиста Н. Черкасова.)

Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть триптиха “Александр Невский” художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса Ярое око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни Северной Руси.

Контрастом к этому образу становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова “Князь Александр Невский”. Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб — символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.

• Какими словами из песен могут подписать учащиеся эти картины?

Это будет зависеть от вдумчивой, кропотливой работы учителя с произведениями музыкального и изобразительного искусства.

Аналогично картинам звучит контраст и в музыке: “Песня об Александре Невском” и набатный хор “Вставайте, люди русские!”. Учителю предлагается эскизно разучить с учащимися и мелодию “Песни об Александре Невском”, и две темы хора “Вставайте, люди русские!” — к этой музыке они вернутся ещё не раз.

“Песня об Александре Невском” С. Прокофьева и народное песнопение о Сергии Радонежском чем-то похожи. Степенная, повествовательная интонация неспешно рассказывает нам об их жизни. Но если “Песня об Александре Невском” — развёрнутый эпический рассказ, то народное песнопение — простой, многократно повторяющийся напев, который дети могут разучить, ориентируясь на нотную запись в учебнике. Дома можно выполнить задания, помещённые в рабочей тетради (с. 16—17), а также совместно с родителями найти информацию о Сергии Радонежском в книгах, Интернете.

Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни “О, Преславного чудесе” и песнопении С. Трубачёва “О, сладкого Твоего гласа”1.


1 См.: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]