Математика 5 класс - Поурочные разработки
Логика перебора при решении комбинаторных задач - Перебор возможных вариантов - Натуральные числа
Цель: закрепить навыки решения комбинаторных задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. № 165.
Способ 1.
Кодирование 1, 2, 3, 4, 5 — книги
Способ 2.
Решение задачи при помощи графа (рис. 44).
Рис. 44
Способ 3.
Решение задачи с помощью дерева возможных вариантов (рис. 45).
Ответ: 10 вариантов.
Рис. 45
III. Закрепление
1. Решение задач с разбором у доски: У, № 172, 178, 180—182.
Решение задачи 172 (рис. 46).
Рис. 46
Решение задачи 178. Р — ручки, Б — блокноты, К — книги, А — альбомы (рис. 47).
РБ, РК, Р.
БК, Б.
КА
6 вариантов.
Рис. 47
Ответ: нельзя.
Решение задачи 180.
Решение задачи 181. 1, 2, 3, 4, 5 — участники. Можно выписать все тройки финалистов:
Ответ: 10 троек.
Однако удобнее воспользоваться решением задачи 165, рассмотреть варианты пар, не вышедших в финал:
Получается 10 разных пар. Соответственно в финал могут выйти 10 различных троек.
Решение задачи 182.
Выпишем эти числа
Итого 9 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 45 чисел.
2. Самостоятельное решение задач.
1). Сколькими способами Наташа и Даша могут разделить между собой 2 конфеты, 2 пряника и 2 вафли так, чтобы каждая получила по 3 лакомства.
Ответ: 7 способов.
2). Из 5 бусинок Маша хочет сделать для своей куклы бусы. Сколько различных бус получится, если у Маши есть неограниченное количество синих и зеленых бусинок?
Ответ:
Рис. 48
IV. Итоги урока.
1. Что такое комбинаторика?
2. Что значит решить комбинаторную задачу?
3. Как можно организовать перебор возможных вариантов?
V. Домашнее задание.
У, № 173, 176, 179.