Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ТЕОРЕМА О ТОЧКЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ВЫСОТ ТРЕУГОЛЬНИКА - ОКРУЖНОСТЬ
Цель деятельности |
Создать условия для рассмотрения теоремы о точке пересечения высот треугольника и показать ее применение при решении |
|||
учителя |
задач |
|||
Термины и понятия |
Высота треугольника, точка пересечения высот треугольника |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Имеют систематические знания о плоских фигурах и их |
Познавательные: умеют понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении геометрических задач |
|||
свойствах |
||||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
|||
Образовательные ресурсы |
• Учебник. • Задания для фронтальной, индивидуальной работы |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Проверить выполнение домашней работы |
(Ф) Решить устно. Найти: РBKC, РАВС. Решение: 1) В ∆АВК DK - серединный перпендикуляр => ВК = АК = 5. 2) ∆ВСК - египетский => СК = 3. 3) CP = KD = 3 => DA = BD = 4. 4) РBKC = 3 + 4 + 5 = 12, РАВС = 4 + 8 + 8 = 20. Ответ: 12, 20. Дано: FK, FN серединные перпендикуляры. АВ = 16, CF = 10. Найти: расстояние от точки F до стороны АВ. Решение: 1. FK, FN серединные перпендикуляры => МС также серединный перпендикуляр => АМ = ВМ = 8. 2. FC = 10 => FB = AF = 10. 3. В ∆MFA: FA = 10, АМ = 8 => MF = 6. Ответ: 6. |
|||
II этап. Мотивация изучения новой темы |
||||
Цель деятельности |
Постановка учебной задачи |
|||
Доказать теорему о точке пересечения высот треугольника |
(Ф) — Какие элементы треугольника пересекаются в одной точке? (Биссектрисы треугольника, серединные перпендикуляры к сторонам треугольника, медианы треугольника.) — В каком треугольнике совпадают точка пересечения биссектрис, точка пересечения медиан, точка пересечения серединных перпендикуляров? (В равностороннем.) — Как вы думаете, пересекаются ли высоты треугольника в одной точке? (Варианты ответов: а) да; б) только в остроугольном; в) в остроугольном и прямоугольном.) В ходе обсуждения выполнить рис. 3 (а, б, в). О - точка пересечения высот ∆АВС или их продолжений. 1. Сформулировать и доказать теорему о точке пересечения высот треугольника. Теорема. Высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке. (Доказать может сам учитель; можно предложить учащимся разобрать самостоятельно.) 2. Ввести понятие четырех замечательных точек треугольника. Четыре замечательные точки треугольника: 1) Точка пересечения медиан треугольника. 2) Точка пересечения биссектрис треугольника. 3) Точка пересечения серединных перпендикуляров. 4) Точка пересечения высот треугольника |
|||
III этап. Закрепление изученного материала |
||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Применение теоремы при решении задач |
(Ф/И) 1. Решить № 683 и 685 у доски и в тетрадях. 2. Решить № 684, 688 |
№ 683. Дано: ∆AВС, АВ ≠ АС, AM - медиана. Доказать: AM не ⊥ ВС. Доказательство: 1) Примем AM ⊥ ВС, следовательно, получим: ∆АМС и ∆АМВ; AM - общая, СМ = МВ (по условию), следовательно, ∆АМС = ∆АМВ (по двум катетам), следовательно, АС = АВ, что противоречит условию АВ ≠ АС. 2) Значит, наше предположение неверно, а верно AM не ⊥ ВС, что и требовалось доказать. № 685. Дано: ∆АВС, АА1 ∩ ВВ1 = М, АС = ВС, ВВ1⊥ АС, АА1⊥ ВС. Доказать: CM ⊥ BA, ВК = КА. Доказательство: 1) Так как АА1∩ ВВ1 = М, то СМ ⊥ АВ (замечательное свойство треугольника). 2) ∆ВСК и ∆АСК: СК - общая, ВС = АС (по условию), следовательно, ∆ВСК = ∆АСК (по катету и гипотенузе), следовательно, ВК = КА, что и требовалось доказать. № 684. Краткое решение: Биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, следовательно, СМ - биссектриса ∠ACB. Пусть СМ ∩ АВ = D. Тогда CD - биссектриса, проведенная к основанию равнобедренного треугольника => CD - высота, то есть CD ⊥ АВ, значит, СМ ⊥ АВ. № 688. Построение: 1) Построить биссектрису ME угла М. 2) Построить серединный перпендикуляр к отрезку АВ - прямую а. 3) а ∩ ME = К. К - искомая точка |
||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Назовите четыре замечательные точки треугольника. - Оцените свою работу |
(И) Домашнее задание. Вариант I Дано: ∠CAB = 42°. Найти: ∠ACO. 2. В треугольнике MNK биссектрисы пересекаются в точке О. Расстояние от точки О до стороны MN = 6 см, NK = 10 см. Найдите площадь треугольника NOK. Вариант II Найти: расстояние от точки О до стороны АС. 2. В треугольнике MNK медианы МР и NE пересекаются в точке О и равны 12 и 15 см соответственно. Найдите площадь треугольника МОЕ, если МР ⊥ NE |