Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
СВОЙСТВО БИССЕКТРИСЫ УГЛА - ОКРУЖНОСТЬ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для рассмотрения свойства биссектрисы угла и показать его применение при решении задач |
||
Термины и понятия |
Угол, биссектриса угла, равноудаленность |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Имеют систематические знания о плоских фигурах и их свойствах |
Познавательные: умеют создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных задач; применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении геометрических задач |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||
Образовательные ресурсы |
• Учебник. • Задания для индивидуальной работы |
||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Составить план решения тех задач, с которыми учащиеся не справились в самостоятельной работе |
(Ф) 1. Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе. 1) Сообщить общие замечания и рекомендации по решению задач самостоятельной работы. 2) Составить план решения задач, с которыми не справилось большинство учащихся. 2. Проверка выполнения домашнего задания (№ 661, 663). № 661. Дано: АС, FC - секущие, AF = 140°, BD = 52°. Найти: ∠ACF. Решение: 1) ∠ABF - вписанный, значит, 2) ∠BFD - вписанный, значит, 3) В ∆BCF: ∠F = 26°, ∠B = 180° - 70° = 110° (как смежный с ∠ABF), ∠C = 180° - (110° + 26°) = 44°. Ответ: 44°. № 663. Дано: АС - диаметр, Окр (O; R), AB - хорда, AM - касательная, ∠MAB < 90°. Доказать: ∠MAB = ∠ACB. Доказательство: 1) ∆АВС - прямоугольный, так как 2) Так как AM - касательная к окружности, то AM ⊥ АС, то есть ∠MAB = 90° - ∠BAC (**). 3) Сравним (*) и (**), получим: ∠C = ∠MAB, что и требовалось доказать |
||
II этап. Мотивация к деятельности |
|||
Цель деятельности |
Постановка учебной задачи |
||
Совершенствовать навык решения задач по готовым чертежам с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала |
(Ф/И). 1. Доказать: ВС = DC (рис. 3). 2. Доказать: точка М равноудалена от точек А и В (рис. 4). 3. Доказать: АС - биссектриса ∠BAD (рис. 5) |
||
III этап. Изучение нового материала |
||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|
Рассмотреть теорему о свойстве биссектрисы угла и ее следствие |
(Ф) 1. Доказательство теоремы. 2. Доказательство следствия из теоремы. Изложить доказательства лучше самому учителю в виде небольшой лекции |
|
IV этап. Закрепление изученного материала |
||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Совершенствовать навыки решения задач |
(Ф/И) Решить № 674, 675, 676 (а) |
№ 674. Дано: ∠О, ОМ - биссектриса, МА ⊥ ОА, МВ ⊥ ОВ. Доказать: АВ ⊥ ОМ. Доказательство: 1) Рассмотрим ∆МОВ и ∆МОА: ОМ - общая, ∠1 = ∠2 (по условию), следовательно, ∆МОВ = ∆МОА (по гипотенузе и острому углу). Значит, ОВ = ОА, следовательно, ∆АОВ - равнобедренный. 2) Рассмотрим ∆ОВК и ∆OAK: ОВ = ОА (из п. 1), ∠1 = ∠2 (по условию), ОК - общая, следовательно, ∆ОВК = ∆OAK (по двум сторонам и углу между ними), следовательно, ВК = КА, значит, ОК - медиана, тогда OK ⊥ ВА (свойство медианы равнобедренного треугольника), что и требовалось доказать. № 675. Дано: ∠О, Окр. (O1; R) ∩ Окр. (O2, r) = А. Доказать: О1, О2 є ОА. Доказательство: 1) Так как ВС и В1С1 - касательные к окружностям, то O1В ⊥ ВС, O2С ⊥ ВС и O1В1⊥ В1С1, O2С1⊥ В1С1. Значит, точки O1 и O2 лежат на биссектрисе ∠О - свойство биссектрисы угла. 2) А лежит на биссектрисе, так как АК = АК1 (свойство биссектрисы), что и требовалось доказать. № 676 (а). Краткое решение: ОВ = ОС = r = 5 см, ОВ ⊥ АВ, ОС ⊥ АС пo свойству касательной. Таким образом, АО - биссектриса ∠ВАС, то есть∠1 = ∠2 = 30°. Следовательно, АО = 20В = 10 (см). Ответ: 10 см |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
(Ф/И) - Что нового узнали о биссектрисе угла? - Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: вопросы 15, 16, с. 187; № 676 (б), 778 (а) |