ТЕОРЕМА ПИФАГОРА - ПЛОЩАДЬ

Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА - ПЛОЩАДЬ

Цель деятельности учителя

Создать условия для выведения доказательства теоремы Пифагора и ее применения при решении задач

Термины и понятия

Прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира

Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соотвтествующее современному уровню развития науки и общественной практики

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные

ресурсы

• Учебник.

• Задания для фронтальной работы.

• Исторические сведения о теореме Пифагора

I этап. Актуализация опорных знаний

Анализ самостоятельной работы

Решение задач по готовым чертежам

Цель деятельности

Совместная деятельность

Подготовить учащихся к восприятию новой темы

(Ф) 1. Найти SABCD.

2. Доказать, что MNPK - квадрат.

II этап. Изучение нового материала

Цель деятельности

Совместная деятельность

Показать историческую значимость теоремы Пифагора

(Ф) Историческая справка (см. Ресурсный материал)

Доказательство теоремы

Цель деятельности

Совместная деятельность

Предложить учащимся доказательство, отличное от представленного в учебнике

(Ф) Теорема. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Данное доказательство основано на разрезании квадратов, построенных на катетах, и укладывании полученных частей на квадрате, построенном на гипотенузе

III этап. Закрепление изученного материала

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На примере решения простейших задач отработать формулу данной теоремы

(Ф/И) 1. Решить № 483 (а, б), 484 (а, б) (устно).

2. На доске и в тетрадях решить № 487.

3. Самостоятельно решить № 485, 486

№ 483 (а, б).

62 + 82 = 100, значит, гипотенуза равна 10.

52 + 62 = 61, значит, гипотенуза равна √61.

№ 487.

Дано: ∆АВС - равнобедренный, АВ = ВС = 17 см, АС = 16 см, BD - высота.

Найти: BD.

Решение:

1) В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является медианой, поэтому AD = AC : 2 = 16 : 2 = 8 см.

2) ∆ABD - прямоугольный. По теореме Пифагора:

AB2 = AD2 + BD2, откуда BD2= АВ2 - AD2 = 172 - 82 = 225.

Так как BD > 0, то BD = 15 см.

№ 485.

Дано: ∆АВС, ∠C = 90°, ∠А = 60°, АВ = с.

Найти: ВС.

Решение:

1) Так как ∠В = 30°, то АС = 1/2с.

2) следовательно,

№ 486.

а) Если АВ = 5, АС = 13, то AD - ?

AD2= АС2 - CD2; AD2= 169 - 25 = 144

AD = 12.

б) Если CD = 1,5, АС = 2,5, то ВС - ?

ВС2 - АС2 - АВ2’, ВС2 = 6,25 - 2,25 = 4, следовательно, ВС = 2.

в) Если BD = 17, ВС = 15, то CD - ?

CD2 = BD2 - ВС2, CD2 = 289 - 225 = 64, следовательно, CD = 8

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(И/Ф)

- С какой теоремой познакомились на уроке?

- Составьте синквейн к уроку

(И) Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни Пифагора и его школе






Ресурсный материал

Историческая справка

Установлено, что теорема Пифагора встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. В математической книге Древнего Китая Чу-пей так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: “Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4”. Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 32 + 42 = 52 было известно уже египтянам еще около 2 300 г. до н. э., во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6 619, хранящемуся в Берлинском музее). Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммураби, то есть к 2 000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере в некоторых случаях. У индусов, как и у египтян и вавилонян, геометрия была тесно связана с культом. Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около XVIII века до н. э.

Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой, на критическом изучении греческих источников, голландский математик Ван-дер-Варден сделал следующий вывод: “Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]