Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Буквенная запись свойств сложения и вычитания - Урок 3 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: продолжить работу над пониманием учащимися буквенной записи свойств сложения и вычитания; учить упрощать выражения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
I. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Найдите значения выражения, предварительно его упростив.
34 + а + 18 при а = 36; 91.
Задание 2. Упростите выражения.
43 - с - 23
73 + a + 17
Задание 3. Вычислите удобным способом.
457 - (255 + 157)
577 - (477 + 19)
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
(Используется готовый слайд или карточки.)
4716 - (2716 + 300)
586 + (14 + 238)
(1614 + 244) + 56
(847 + 816) - 716
9111 - (590 + 8111)
435 + 810 + 165 + 90
— Какие свойства сложения и вычитания вы использовали при вычислениях?
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
4. Решите задачу (устно).
В танцевальном кружке 6 девочек и 3 мальчика. Сколько различных вариантов танцевальных пар можно составить?
— Что вы можете сказать про эту задачу?
— Сколько вариантов выбора существует у каждой девочки? (3.)
— Почему? Объясните.
— Сколько всего девочек в кружке?
— Сколько вариантов танцевальных пар можно составить? (3 ∙ 6 = 18.)
III. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжаем учиться упрощать буквенные выражения.
IV. Работа по теме урока
1. С. 56, № 345.
— Разберите образец выполнения.
— Какое свойство применяется в этом примере?
— Запишите это свойство на доске с помощью букв.
— Используя это свойство, упростите выражения.
Проверка
(248 + m) - 24 = (248 - 24) + m = 224 + m
189 + n - 36 = (189 + n) - 36 = (189 - 36) + n = 153 - n
b + 127 - 84 = (b + 127) - 84 = b + (127 - 84) = b + 43
а - 30 + 55 = (а - 30) + 55 = (а + 55) - 30 = а + (55 - 30) = а + 25
(12 - k) + 24 = (12 + 24) - k = 36 - k
х - 18 + 25 = (х - 18) + 25 = (x + 25) – 18 = х + (25 - 18) = x + 7
2. С. 56, № 346 (работа в паре).
а - 28 - 37 = а - (28 + 37) = а - 65 при а = 265.
Ответ: а - 65 = 265 - 65 = 200.
149 + b - 99 = (149 + b) - 99 = (149 - 99) + b = 50 + b при b = 77.
Ответ: 50 + b = 50 + 77 = 127.
237 + с + 163 = 237 + 163 + с = 400 + с при с = 194; 188.
Ответ: 400 + с = 400 + 194 = 594; 400 + с = 400 + 188 = 588.
d - 135 + 165 = (d - 135) + 165 = (d + 165) - 135 = d + (165 - 135) = d + 30 при d = 239; 198.
Ответ: d + 30 = 239 + 30 = 269; d + 30 = 198 + 30 = 228.
V. Самостоятельная работа
Вариант 1
Упростите и затем найдите значения выражений.
m + 87 + 23 = m + (87 + 23) = m + 110 при m = 39; 196.
Ответ: m + 110 = 39 + 110 = 149; m + 110 = 196 + 110 = 306.
147 + х - 47 = (147 + х) - 47 = (147 - 47) + х = 100 + х при х = 87; 79.
Ответ: 100 + x= 100 + 87 = 187; 100 + х = 100 + 79= 179.
y - 39 - 31 = у - (39 + 31) = у - 70 при у = 93; 88.
Ответ: у - 70 = 93 - 70 = 23; у - 70 = 88 - 70 = 18.
Вариант 2
Упростите и затем найдите значения выражений.
59 + n + 141 = 59 + 141 + n = 200 + n при n = 64; 32.
Ответ: 200 + n = 200 + 64 = 264; 200 + n = 200 + 32 = 232.
62 - х + 28 = (62 + 28) - х = 90 - х при х = 55; 49.
Ответ: 90 - х = 90 - 55 = 35; 90 - х = 90 - 49 = 41.
z - 138 - 22 = z - (138 + 22) = z - 160 при z = 200; 160.
Ответ: z - 160 = 200 - 160 = 40; z - 160 = 160 - 160 = 0.
VI. Работа над задачами
1. С. 57, № 358.
— Сколько альбомов с марками у Пети?
— Сколько марок в трех альбомах?
— Сколько марок в первом альбоме?
— Что известно про количество марок во втором альбоме?
— Как записать, сколько марок в двух альбомах вместе?
— Как найти количество марок в третьем альбоме? (180 - (95 + y).)
180 - (95 + 40) = 180 - 135 = 45 (м.)
180 - (95 + 45) = 180 - 140 = 40 (м.)
180 - (95 + 62) = 180 - 157 = 23 (м.)
2. С. 57, № 359 (работа в паре).
Проверка
138 - (49 + (49 + x)) = 138 - (98 + x) = 138 - 98 - x = 40 - х.
40 - x = 40 - 14 = 26 (т)
40 - х = 40 - 20 = 20 (т)
40 - х = 40 - 30 = 10 (т)
VII. Повторение изученного материала
С. 56, № 351 (устно).
VIII. Решение комбинаторной задачи
С. 57, № 356.
— Прочитайте задачу.
— Что вы можете о ней сказать?
— Сколько вариантов выбора первой цифры существует? (5.)
— Поясните почему.
— После того как первая цифра выбрана, сколько вариантов выбора второй цифры имеет каждая первая? (4.)
— Сколько же различных двузначных чисел можно составить? (5 ∙ 4 = 20.)
— Прочитайте второй вопрос.
— Можно ли сказать, что начало объяснения этой задачи будет таким же?
— Какую цифру мы должны теперь выбрать?
— Сколько вариантов выбора третьей цифры существует для каждой выбранной первой и второй? (3.)
— Сколько же трехзначных чисел можно составить? (5 ∙ 4 ∙ 3 = 60.)
IX. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 8 по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”.
X. Рефлексия
— Что значит упростить выражение?
— Что лежит в основе упрощения выражений?
— Перечислите свойства сложения и вычитания, которые мы используем при упрощении выражений.
Домашнее задание
С. 58, № 367, 371 (б).