Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Буквенная запись свойств сложения и вычитания - Урок 2 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет. Определение темы урока
Сегодня на уроке вас ждет много интересных заданий.
1. С. 57, № 355.
2. С. 57, № 354.
Проверка
— В первой группе даны отрезки натурального ряда чисел. Вставим 801 и 158.
— Во второй группе следующее число увеличивается на 5. Вставим 160 и 93.
— В третьей группе каждое следующее число увеличивается в 2 раза. Вставим 13 и 22.
Прежде чем смело
К задачам идти,
Тему из букв
Ты сумей собери!
562 - (233 + 162)
Е
65 + 431 + 35 + 69
Н
(612 + 276) - 412
У
177 - 78
П
713 + (87 + 189)
О
86 + 44
Р
682 - (364 + 282)
И
314 - 204
Щ
476
99
130
989
110
167
600
36
167
— Какое слово у вас получилось?
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. С. 55, № 342 (работа в паре).
28 + m + 72 = 28 + 72 + m = 100 + m, при m = 87 (100 + 87 = 187.)
n + 49 + 151 = n + (49 + 151) = n + 200, при n = 63 (63 + 200 = 263.)
228 + k + 272 = 228 + 272 + k = 500 + k, при k = 48 (500 + 48 = 548.)
349 + р + 461 = 349 + 461 + p = 810 + p, при р = 115 (810 + 115 = 925.)
2. С. 55, № 343 (самостоятельно).
Проверка
35 - (18 + у) = 35 – 18 - у = 17 - у
m - 128 - 472 = m - (128 + 472) = m - 600
3. С. 55, № 344.
Проверка
168 - (x + 47) = 168 - (47 + x) = 168 - 47 - x = 121 - х
384 – m - 137 = 384 - (m + 137) = 384 - (137 + m) = 384 – 137 - m = 247 - m
IV. Повторение изученного материала
С. 57, № 360 (устно).
— Назовите уменьшаемое в первом выражении.
— Чем выражено уменьшаемое?
— Прочитайте вычитаемое.
— Чем выражено вычитаемое?
— Прочитайте выражение разными способами.
— Найдите значение этого выражения. (189.)
— Назовите уменьшаемое во втором выражении.
— Чем оно выражено?
— Прочитайте это выражение разными способами.
— Найдите его значение при x = 143.
V. Работа над задачей
С. 57, № 357.
— Чему равна площадь комнат?
— Какова площадь кухни?
— Что известно про площадь подсобных помещений?
— Запишите выражение.
— Что можно с ним сделать перед вычислением?
Проверка
35 + 9 + a = 44 + a при а = 8; 12.
44 + 8 = 52 (м2) при а = 8.
44 + 12 = 56 (м2) при а = 12.
VI. Самостоятельная работа
Вариант 1
Найдите значения выражения, предварительно его упростив.
1. 1414 - (x + 114) при x = 98; 107; 65.
Ответ: 1202; 1193; 1235.
2. 147 + х - 47 при х = 87; 79.
Ответ: 187; 179.
Вариант 2
Найдите значения выражения, предварительно его упростив.
1. 5002 - (2002 + k) при k = 369; 878; 905.
Ответ: 2631; 2122; 2095.
2. 62 - х + 28 при х = 55; 49.
Ответ: 35; 41.
VII. Рефлексия
— Какие задания урока были трудными?
— Как вычесть число из суммы?
— Как вычесть сумму из числа?
— Где применяются свойства сложения и вычитания?
Домашнее задание
С. 58, № 364, 365, 368.