Математика 5-6 классы - Элементы логики - Пособие для учителей - 2014 год
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ - РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Цель: научить учащихся решать логические задачи с помощью составления таблиц.
Основное содержание
1. Знакомимся с методом решения логических задач — составление таблиц.
2. Изучаем правила заполнения таблиц.
Формы, методы и средства
Лекция, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Проведение занятия
1. Знакомим учащихся с новым методом решения логических задач — составление таблиц, в которых указывается соответствие между элементами двух или трех множеств. Решая задачу, удержать в памяти цепочки рассуждений не всегда возможно, а таблицы в таких случаях помогают.
2. Изучаем основные правила заполнения таблицы на примере № 1 рубрики “Подумаем вместе”.
3. Решаем задания № 2—5 на доске.
4. Индивидуальная работа (задания № 1—3 рубрики “Проверь себя”).
В помощь учителю
Ответы к заданиям
“Подумаем вместе”
1. Белокуров — рыжий, Чернов — блондин, Рыжов — брюнет.
2. Саша — спортсмен, Борис — строитель, Витя — журналист, Гриша — врач.
3. Вадим — токарь, Сергей — слесарь, Николай — электрик, Антон — шофер.
4. В бутылке — лимонад, в стакане — вода, в кувшине — молоко, в банке — квас.
5. Егор — из Липецка, Люба — из Иваново, Боря — из Иркутска, Глаша — из Уфы.
6. Петя — баскетболист, Гена — волейболист, Дима — гимнаст, Вова — легкоатлет.
7. Борисов Владимир, Степанов Николай, Козин Леонид, Дроздов Петр и Истомин Олег.
8.
Имя |
Платье |
Туфли |
||||
белое |
красное |
голубое |
белые |
красные |
голубые |
|
Тамара |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Валя |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Лида |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
“Проверь себя”
1. Алеша увлекается баскетболом и плаванием, Сережа — футболом и велоспортом, Вася — волейболом и теннисом.
2. Алеша — на трамвае, Боря — на автобусе, Витя — на троллейбусе.
3. Саша — парикмахер и строитель, Коля — дизайнер и руководитель кружка, Петя — садовод и ведущий дискотеки.
Оценка деятельности учащихся
Взаимопроверка. Учащиеся самостоятельно выполняют в тетрадях задания № 6—8 из раздела “Подумаем вместе”, после чего обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют друг другу отметки.