Математика 5-6 классы - Элементы логики - Пособие для учителей - 2014 год
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАССУЖДЕНИЙ - РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Цель: научить учащихся находить логическую цепочку рассуждений при решении логических задач.
Основное содержание
1. Определяем виды логических задач, требующих предварительных рассуждений.
2. Учимся решать логические задачи.
Формы, методы и средства
Эвристическая беседа, фронтальная работа, соревнование в группах, самостоятельная работа.
Проведение занятия
1. Рассказываем учащимся, что при решении любой задачи используются логические рассуждения. Вообще нелогических задач нет, так как каждой задаче присущи последовательность, взаимосвязь фактов, аргументированность, и поэтому при ее решении последовательно переходят от одного суждения к другому. Мы же к логическим задачам отнесем те, при решении которых главное, определяющее — это отыскание связей между фактами, установление для достижения поставленной цели цепочки рассуждений, а вот вычисления и построения играют здесь второстепенную роль. Немало встречается задач вовсе без числовых данных.
2. Разбираем примеры № 1—3 рубрики “Подумаем вместе”, решение записываем в тетрадь.
3. Игра-соревнование. Ребята разбиваются на две группы и выполняют задания № 1—3 рубрики “Проверь себя”. Время — 15—17 мин. За каждый верный ответ — 1 балл. Победит та команда, которая наберет больше баллов.
4. Закрепляем навыки и умения в решении логических задач, самостоятельно решая задания № 5—8 рубрики “Проверь себя”.
В помощь учителю
Ответы к заданиям
“Подумаем вместе”
1. 9.
2. 3.
3. а) 5; б) 5; в) 7; г) 1.
“Проверь себя”
1. 929, 20, 2.
2. 144, 16, 6.
3. 9 - 5 = 8 : 2 = 1 ∙ 4 = 1 + 3 = 4.
4. а) 7; б) 7; в) 8.
5. 6.
6. а) не обязательно; б) обязательно попадется.
7. а) 5; б) 5; в) и г) не приведет к удаче.
8. 1) красный, красный, красный и желтый;
2) желтый, желтый, желтый и красный;
3) красный, красный, желтый и желтый.
Оценка деятельности учащихся
В конце занятия — рефлексия. Самооценка.