Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Образование чисел второго десятка - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цели: повторить последовательность и образование чисел второго десятка; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
— Рассмотрите рисунок на полях на с. 49. Какая фигура лишняя? (Четырехугольник.)
2. Устный счет
— Найдите в каждом столбике лишний пример. Прочитайте его, используя названия компонентов. Решите примеры устно. Назовите ответы.
4 + 3
8 - 3
5 + 4
1 + 7
3 + 3
10 – 6
5 + 3
7 – 4
9 - 0
7 - 2
3. Работа над задачами
(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель задает вопросы по рисунку, учащиеся выбирают решение и поднимают карточку с номером выражения.)
1) 6 + 3
2) 6 - 3
3) 9 - 3
4) 9 - 6
— Сколько яблок в корзине? (3.)
— На сколько яблок около корзины меньше, чем в корзине? (2)
— Сколько яблок около корзины? (4.)
— Сколько всего яблок?
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз —
Это раз.
Чистит перышки сова —
Это два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой — черепаха.
Серый волк улегся спать —
Это пять.
Попугай в листве густой,
Он шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять — это бегемот,
Рот как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать —
Надо снова начинать!
В. Орлов
— До какого числа научился считать мальчик?
— А до какого числа научились считать на прошлом уроке вы?
— Давайте проверим.
(Один ученик начинает считать от 10 до 20. Во время счета учитель делает хлопок в ладоши, ученик останавливается, другой продолжает.)
— Посчитайте от 11 до 17, от 15 до 19.
— Назовите число, которое при счете стоит перед числом 13, 18, 20, между числами 16 и 18, 13 и 15, 17 и 19.
— Назовите соседей чисел 18, 11, 16.
(Учитель показывает две полоски: на одной полоске десяток, на другой — отдельные квадратики.)
— Как называется это число?
— Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
— Я задумала число, которое идет при счете после числа 17. Какое число я задумала? (18.)
— Положите перед собой 18 палочек. Сколько десятков и сколько отдельных единиц в числе 18? (1 десяток и 8 единиц.)
Число 18 — это 10 и 8, или 1 десяток и 8 единиц. Мы представили число 18 в виде суммы десятка и единиц.
— Я задумала число, которое идет при счете перед числом 16. Положите перед собой палочки так, чтобы было видно, сколько десятков и отдельных единиц в задуманном числе.
(Один ученик выкладывает 1 десяток палочек и 5 отдельных палочек на демонстрационном наборном полотне. Учитель ходит по классу, проверяет, верно ли выполняют задание ученики.)
— Представьте число 15 в виде суммы десятков и отдельных единиц. (15 — это 10 и 5, или 1 десяток и 5 единиц.)
(По аналогии рассматриваются еще два-три числа.)
V. Физкультминутка
Лучшие качели — гибкие лианы,
(Покачивания вправо и влево.)
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается —
Да, да, да,
(Хлопки в ладоши.)
Тот не обижается Ни-ког-да!
(Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1, 4 (с. 48).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
№ 2 (с. 48).
— Прочитайте задачу.
— Десяток — это сколько?
— А 2 десятка?
— Как узнать, сколько осталось?
— Какое число получаем, когда вычитаем 1: следующее или предыдущее?
— Какое число стоит перед числом 20?
№ 3 (с. 48).
— Какое число получим, когда прибавим 1?
— Какое число стоит после числа 10?
№ 6 (с. 48).
(Самостоятельное выполнение. Учитель прикрепляет на доску листок с правильным решением. Ученики, решившие задачу, выходят к доске, проверяют свое решение и приступают к выполнению следующего задания.)
№ 8 (с. 49).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся называют пример, которым дополнили столбик, и читают по порядку ответы.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 4-7 (с. 23).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с 49). Работа в парах.)
— Оцените своего товарища:
• молодец, числа названы правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Кто понял новую тему?
— Кому нужна помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие числа мы сегодня изучали?
— Что означают части слова в названии чисел до 20?
— Как образуются такие числа?