Запись и чтение чисел второго десятка - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Запись и чтение чисел второго десятка - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Цели: учить записывать числа второго десятка; проверить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.

Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Задачи-шутки

• Три мальчика отправились в магазин. По дороге они нашли 3 коп. Сколько денег нашел бы один мальчик, если бы пошел в магазин без друзей? (Неизвестно.)

• У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4.)

• У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка.)

• Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба.)

• Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа, пять карасей.

Сколько птиц? Ответь скорей! (5.)

2. Устный счет

Игра “День — ночь”

(По команде “Ночь!” дети закрывают глаза. Учитель читает цепочку примеров, учащиеся с закрытыми глазами считают. По команде “День!” дети открывают глаза и называют ответ.)

8 — 6 + 4 — 5 + 8 — 2 + 3 — 5 + 4 — 6 + 5 — 4

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите пропущенные числа.

1, 2, [ ], 4, 5, 6, [ ], 8, 9, [ ], 11, [ ], 13, [ ], 15, [ ], 17, [ ], 19, 20.

— Назовите число, в котором:

1 дес. 6 ед.;

1 дес. 9 ед.;

1 дес. 5 ед.;

1 дес. 7 ед.;

1 дес. 1 ед.

— Сколько десятков и отдельных единиц в числах 11, 19, 14, 18, 16,13?

— Что означают названия чисел: один-на-дцать, пят-на-дцать, восем-на-дцать?

— Сравните название числа и его запись: две-на-дцать — 12.

— Сколько единиц в числе 12? (2)

— На каком месте они записаны слева? (На втором.)

— А в какой части слова они произносятся? (В начале слова, в первой части слова.)

— Сколько десятков в числе 12? (1.)

— На каком месте слева он записан? (На первом.)

— А где стоит частица “дцать”? (В конце слова, во второй части слова.)

— Что удивительного вы заметили? (Десятки записываются на первом месте слева, единицы — на втором, а произносятся наоборот.)

— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель работает у доски на демонстрационном абаке (таблице разрядов с двумя рядами карманов для палочек и для карточек с цифрами), дети — на местах.

— Покажите, как образовано число 18.

— Сколько десятков в числе 18? (7.)

— Сколько отдельных палочек? (8.)

— Сколько десятков и сколько единиц в числе 18?

(Учитель кладет в правый верхний карман абака палочки по одной. Учащиеся считают их.)

— Сколько здесь палочек? (10, или 1 десяток.)

Десяток палочек переложим во второй карман, считая справа налево.

(В первый карман учитель кладет 1 палочку.)

— Сколько всего палочек? (11, или 1 десяток и 1 единица.)

— Как получить числа 12, 13, 14?

(Учащиеся добавляют по 1 палочке. Учитель убирает все палочки.)

— Кто разложит 16 палочек в карманы?

(Один ученик раскладывает у доски, остальные — на местах.)

— Сколько здесь всего палочек? (16.)

— Сколько десятков? (1.)

Обозначим это цифрой.

(Учитель вставляет в нижний левый карман цифру 1.)

— Что показывает цифра 1? (1 десяток.)

— Сколько отдельных единиц в числе 16? (6.)

Обозначим это цифрой.

(Учитель вставляет в правый нижний карман цифру 6.)

— Что показывает цифра 6? (6 единиц.)

— Здесь записано число 16. На каком месте, считая справа налево, стоят единицы? А десятки?

(По аналогии рассматриваются еще два-три числа, учащиеся работают с таблицей разрядов. Далее рассматривается образование и запись чисел 10 и 20.)

— Положите в карман 10 палочек.

— Как назвать 10 палочек? (1 десяток.)

— Что надо сделать с 10 палочками? (Переложить в верхний левый карман.)

— Сколько десятков? (1.)

— Сколько единиц стало? (0.)

— Какими цифрами обозначить количество десятков и единиц? (1 и 0.)

— Какое число записано?

— Что обозначает 1? 0?

2. Работа по учебнику

(По аналогии с предыдущей работой по рисунку в учебнике (с. 50) рассматривается запись чисел 12 и 20 в сравнении.)

№ 1, 2 (с. 50).

(Коллективное выполнение.)

V. Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 3 (с. 50).

(Устное выполнение в соответствии с инструкциями учебника.)

№ 4 (с. 50).

(Письменное выполнение с комментированием.)

№ 5 (с. 50).

(Самостоятельное выполнение.)

— Рассмотрите иллюстрацию на полях и попробуйте решить задачу, которую я прочитаю.

Девочки вырезали для куклы Даши 3 платья. Сколько платьев они вырезали для куклы Веры?

— Можете ли вы решить задачу? (Нет.)

— Почему? (В задаче не хватает данных.)

— Выберите необходимые данные из следующих:

...а для куклы Маши на два платья меньше.

...с длинными рукавами и 3 с короткими.

...а для куклы Веры на 3 платья больше.

— Какие данные подходят? (...а для куклы Веры на 3 платья больше.)

— Решите задачу самостоятельно. Сравните ее с задачей, которую решили до этого.

(Фронтальная проверка. Дополнительно можно предложить задание на полях (пропущено число 18).)

№ 6 (с. 50).

(Устное выполнение по цепочке. Если ответ верный, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 24).

VII. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 36-37).)

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие числа мы сегодня учились записывать?

— Что означают части слова в названии чисел до 20?

— На каком месте справа записываются единицы? десятки?






Для любых предложений по сайту: [email protected]