Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Запись и чтение чисел второго десятка - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цели: учить записывать числа второго десятка; проверить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.
Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Задачи-шутки
• Три мальчика отправились в магазин. По дороге они нашли 3 коп. Сколько денег нашел бы один мальчик, если бы пошел в магазин без друзей? (Неизвестно.)
• У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4.)
• У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка.)
• Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба.)
• Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа, пять карасей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (5.)
2. Устный счет
Игра “День — ночь”
(По команде “Ночь!” дети закрывают глаза. Учитель читает цепочку примеров, учащиеся с закрытыми глазами считают. По команде “День!” дети открывают глаза и называют ответ.)
8 — 6 + 4 — 5 + 8 — 2 + 3 — 5 + 4 — 6 + 5 — 4
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите пропущенные числа.
1, 2, [ ], 4, 5, 6, [ ], 8, 9, [ ], 11, [ ], 13, [ ], 15, [ ], 17, [ ], 19, 20.
— Назовите число, в котором:
1 дес. 6 ед.;
1 дес. 9 ед.;
1 дес. 5 ед.;
1 дес. 7 ед.;
1 дес. 1 ед.
— Сколько десятков и отдельных единиц в числах 11, 19, 14, 18, 16,13?
— Что означают названия чисел: один-на-дцать, пят-на-дцать, восем-на-дцать?
— Сравните название числа и его запись: две-на-дцать — 12.
— Сколько единиц в числе 12? (2)
— На каком месте они записаны слева? (На втором.)
— А в какой части слова они произносятся? (В начале слова, в первой части слова.)
— Сколько десятков в числе 12? (1.)
— На каком месте слева он записан? (На первом.)
— А где стоит частица “дцать”? (В конце слова, во второй части слова.)
— Что удивительного вы заметили? (Десятки записываются на первом месте слева, единицы — на втором, а произносятся наоборот.)
— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учитель работает у доски на демонстрационном абаке (таблице разрядов с двумя рядами карманов для палочек и для карточек с цифрами), дети — на местах.
— Покажите, как образовано число 18.
— Сколько десятков в числе 18? (7.)
— Сколько отдельных палочек? (8.)
— Сколько десятков и сколько единиц в числе 18?
(Учитель кладет в правый верхний карман абака палочки по одной. Учащиеся считают их.)
— Сколько здесь палочек? (10, или 1 десяток.)
Десяток палочек переложим во второй карман, считая справа налево.
(В первый карман учитель кладет 1 палочку.)
— Сколько всего палочек? (11, или 1 десяток и 1 единица.)
— Как получить числа 12, 13, 14?
(Учащиеся добавляют по 1 палочке. Учитель убирает все палочки.)
— Кто разложит 16 палочек в карманы?
(Один ученик раскладывает у доски, остальные — на местах.)
— Сколько здесь всего палочек? (16.)
— Сколько десятков? (1.)
Обозначим это цифрой.
(Учитель вставляет в нижний левый карман цифру 1.)
— Что показывает цифра 1? (1 десяток.)
— Сколько отдельных единиц в числе 16? (6.)
Обозначим это цифрой.
(Учитель вставляет в правый нижний карман цифру 6.)
— Что показывает цифра 6? (6 единиц.)
— Здесь записано число 16. На каком месте, считая справа налево, стоят единицы? А десятки?
(По аналогии рассматриваются еще два-три числа, учащиеся работают с таблицей разрядов. Далее рассматривается образование и запись чисел 10 и 20.)
— Положите в карман 10 палочек.
— Как назвать 10 палочек? (1 десяток.)
— Что надо сделать с 10 палочками? (Переложить в верхний левый карман.)
— Сколько десятков? (1.)
— Сколько единиц стало? (0.)
— Какими цифрами обозначить количество десятков и единиц? (1 и 0.)
— Какое число записано?
— Что обозначает 1? 0?
2. Работа по учебнику
(По аналогии с предыдущей работой по рисунку в учебнике (с. 50) рассматривается запись чисел 12 и 20 в сравнении.)
№ 1, 2 (с. 50).
(Коллективное выполнение.)
V. Физкультминутка
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 50).
(Устное выполнение в соответствии с инструкциями учебника.)
№ 4 (с. 50).
(Письменное выполнение с комментированием.)
№ 5 (с. 50).
(Самостоятельное выполнение.)
— Рассмотрите иллюстрацию на полях и попробуйте решить задачу, которую я прочитаю.
Девочки вырезали для куклы Даши 3 платья. Сколько платьев они вырезали для куклы Веры?
— Можете ли вы решить задачу? (Нет.)
— Почему? (В задаче не хватает данных.)
— Выберите необходимые данные из следующих:
...а для куклы Маши на два платья меньше.
...с длинными рукавами и 3 с короткими.
...а для куклы Веры на 3 платья больше.
— Какие данные подходят? (...а для куклы Веры на 3 платья больше.)
— Решите задачу самостоятельно. Сравните ее с задачей, которую решили до этого.
(Фронтальная проверка. Дополнительно можно предложить задание на полях (пропущено число 18).)
№ 6 (с. 50).
(Устное выполнение по цепочке. Если ответ верный, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 24).
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 36-37).)
— Кто понял новую тему?
— Кому нужна помощь?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие числа мы сегодня учились записывать?
— Что означают части слова в названии чисел до 20?
— На каком месте справа записываются единицы? десятки?