Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Названия и последовательность чисел от 11 до 20 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цель: познакомить с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком следования при счете.
Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
Игра “Фокусник”
(Учитель складывает в мешочек карточки с числами от 1 до 10. Ученики достают оттуда по одной карточке и выполняют задания учителя: назвать последующее или предыдущее число, соседей числа, достать два числа и назвать все числа, стоящие в числовом ряду между ними, и т. д. Остальные учащиеся оценивают ответы с помощью “Светофора”.)
Игра “Лото”
(Учащиеся выкладывают перед собой карточки с цифрами от 1 до 10 и знаками + и — лицевой стороной вверх. Учитель задает вопрос, учащиеся переворачивают карточку с ответом лицевой стороной вниз.)
— Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 6?
— Какое число увеличили на 1, если получили 4?
— Какой знак надо поставить вместо звездочки: 8 * 1 = 7 (учитель показывает карточку)?
— Какое число уменьшили на 1, если получили 6?
— К какому числу прибавили 1, если получили 9?
— Найдите сумму чисел 4 и 1.
(Проверка. У тех, кто правильно ответил на все вопросы, должны остаться неперевернутыми карточки с числами 2, 4, 6, 10 и знаком +.)
— Придумайте аналогичные задания с ответами, которые остались на неперевернутых карточках.
(Счет предметов группами (в пределах 10). Используются карточки с картинками для счета по 2, 3 и т. д. Учитель поднимает карточку, ставит ее на наборное полотно, дети считают.)
III. Самоопределение к деятельности
— Сколько всего предметов на картинках? (10.)
— Кто знает, какие числа идут после? (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 45. Найдите эти числа на шариках.
— Какое число самое маленькое?
— Какое число самое большое?
— Назовите числа на шариках от 11 до 20.
— Прочитайте задачи этого раздела.
— Переверните страницу. Прочитайте, что мы узнаем на этом уроке.
IV. Работа по теме урока
Практическая работа с опорой на материалы учебника
— Отсчитайте десять палочек и свяжите их в пучок.
— Сколько палочек в пучке? (10.)
— Десять палочек составляют десяток.
— Рассмотрите рисунок на с. 46. Прочитайте еще раз, как называются по-другому десять палочек.
— Прибавьте к десятку еще одну палочку.
— Сколько палочек стало? (11.)
— Сколько десятков палочек? (1 десяток.)
— Сколько еще есть отдельных палочек? (1.)
— Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (7 десяток и 1 единица.)
(Учитель открывает на доске слово “один-на-дцать”.)
Слово “одиннадцать” состоит из частей “один”, “на”, “дцать”. Словом “дцать” в старину называли число 10. Значит, мы 1 палочку положили на 10.
— Положите на десяток (“на дцать”) еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2.)
— Сколько всего палочек? (12.)
— Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?
(Параллельно с этой работой ученики рассматривают рисунки на с. 46 и читают названия чисел. По аналогии рассматриваются остальные числа второго десятка.)
— Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 19 обозначает первая часть слова? (Число единиц.)
— Что значит “на дцать”? (Мы складываем отдельные палочки на десять.)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1, 2 (с. 46).
(Коллективное выполнение.)
№ 3, 4 (с. 47).
(Устное выполнение с комментированием.)
№ 5 (с. 47).
(Самостоятельное выполнение.)
№ 7 (с. 47).
(Учащиеся, указанные учителем, называют ответ. Остальные оценивают его с помощью “Светофора”.)
*№ 6 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-4 (с. 23).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 47). Устное выполнение. Работа в парах.)
— Оцените своего товарища:
• молодец, числа названы правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
— Кто понял тему?
— Кому нужна помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется раздел, который мы начали изучать?
— Что означают части слова в названии чисел до 20?