Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Решение задач - Урок 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: закреплять знание состава чисел, приемы вычислений, умение решать задачи изученных видов; формировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида [ ] ± 1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и строить умозаключения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Какие качества должны проявить путешественники, чтобы преодолеть все препятствия? (Находчивость, ловкость, упорство, силу и т. д.)
— Правильно. Давайте начнем подготовку с логической разминки, чтобы в любой ситуации думать и находить решение. Посмотрите на рисунки и найдите в каждой строке правило (закономерность). Угадайте, что должно быть нарисовано в пустой клетке.
(Количество точек сначала увеличивается на 1, а потом уменьшается на 1. Нужно нарисовать 4 точки.)
(Стрелка поворачивается вправо по кругу. Нужно нарисовать стрелку влево.)
(Количество веток на елке уменьшается на 2. Нужно нарисовать елку, на которой 2 ветки с обеих сторон.)
Молодцы, вы проявили смекалку и находчивость.
2. Устный счет
Игра “Кто быстрее”
Теперь давайте проверим, какие вы ловкие и быстрые.
(На доске даны три столбика примеров (по одному для каждого ряда). Первому ученику с каждого ряда выдается эстафетный флажок. Он бежит к первому примеру, выполняет вычисления, затем передает флажок следующему ученику с ряда.)
8 - 4 |
9 - 4 |
5 - 2 |
5 + 3 |
5 + 2 |
7 - 3 |
6 - 4 |
7 - 2 |
4 + 4 |
9 - 3 |
3 + 4 |
9 - 3 |
7 + 2 |
8 - 2 |
8 + 1 |
4 + 2 |
10 - 4 |
6 - 3 |
7 - 4 |
2 + 3 |
5 - 4 |
(Взаимопроверка. Ответы записаны на откидной доске. Первый ряд проверяет второй, второй ряд проверяет третий, а третий ряд проверяет первый.)
III. Самоопределение к деятельности
— Какие знания и умения нам понадобятся в путешествии? (Знание таблиц сложения и вычитания с числами 1, 2, 3, 4, умение решать задачи.)
— Прочитайте на с. 13 учебника, чему мы будем учиться во время путешествия. (Решать задачи, выполнять вычисления.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 13).
— Наше путешествие мы начнем на поезде. Для того чтобы сесть в вагон, надо решить задачи. Прочитайте первую задачу. Назовите условие задачи.
— Что значит “на 2 вагончика меньше”? (Это столько же, но без 2.)
— Кто из путешественников напишет решение на доске? (5 - 2 = 3 (в.).)
— Назовите ответ задачи. (У Кости 3 вагончика.)
— Внимание, впереди поломка рельсов. Чтобы восстановить движение, надо разгадать шифровку. Прочитайте вторую задачу.
— Какое число надо вставить в окошко? (3.)
— Решите задачу. Кто запишет решение на доске? (5 + 3 = 8 (в.).)
— Назовите ответ. (У мальчиков всего 8 вагончиков.)
V. Физкультминутка
Паровоз без колес —
(Изображают руками движение паровоза.)
Вот так чудо-паровоз!
(Наклоны в стороны.)
Не с ума ли он сошел —
(Потянуться.)
Прямо по морю пошел!
(Движения руками, выполняемые при плавании.)
К. Чуковский
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
№ 2 (с. 13).
Мы выходим на станции “Сказочная”. Путешествие продолжаем на автобусе. Чтобы добраться до лагеря, надо купить билеты. Цена билета — правильное выполнение задания.
(Самостоятельное выполнение. Один ученик записывает решение на доске. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют решение по образцу на доске и оценивают работу — ставят + или —.)
— Кто выполнил задание верно и купил билет? Кому нужна помощь товарища?
— Объясните решение задачи тем, кто допустил ошибку. (Учащиеся 2—3 мин работают в парах.)
Теперь все могут продолжить путешествие.
№ 3 (с. 13).
Дальше путь лежит до лагерной стоянки через густой лес. Чтобы не заблудиться, необходимо выбрать нужную тропинку. (Коллективное выполнение с комментированием.)
— Сравните примеры в каждом столбике.
— Что вы заметили в примерах первого столбика? (Первое число 7, а второе увеличивается на 1.)
— Когда вычитаем больше, остается больше или меньше? (Меньше.)
— Что происходит с результатом вычитания? (Результат уменьшается на 1.)
— Какой пример запишем последним? (7—4.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
*№ 4 (с. 13).
— Что вы обнаружили? (Ребята поменялись местами.)
VII. Рефлексия
Молодцы, мы провели путешествие без потерь. Пора отправляться домой. Чтобы на полянке все осталось в чистоте и порядке, проведем проверку.
(“Проверь себя” (учебник, с. 13). Учащиеся получают перфокарты с шестью окошками и ставят знаки >, < или =. Проверка в парах. Ответы записаны на доске.)
— Оцените соседа по парте:
• молодец, все сделал правильно;
• хорошо, но еще немного ошибаешься, не все знаки поставил верно;
• тебе нужна помощь учителя.
— Поднимите руки те, кто готов отправиться в обратный путь. Кому нужна помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие знания нам пригодились в путешествии?
— Как вы преодолели препятствия?
— Какое задание вы выполнили быстрее и успешнее других?
— Что вам было интересно?
— Кто знает, над чем ему поработать дома?