Перестановка слагаемых - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Перестановка слагаемых - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида [ ] ± 1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Задачи-шутки*

• У младенца Кузи еще только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3. Сколько всего зубов у бабушки и внука? (7.)

• В люстре горели 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру тремя запасными лампочками, стали гореть 2 лампочки. Сколько лампочек погибло? (4.)

• С первого куста смородины собрали 5 стаканов садовых вредителей, а со второго — на 4 стакана меньше. Сколько стаканов садовых вредителей собрали со второго куста смородины? (1.)

• В понедельник Вова не поделился с Федей 2 конфетами, а во вторник — 4 конфетами. На сколько конфет больше зажилил Вова во вторник? (На 2.)

2. Логическая разминка

(Учащиеся объединяются в группы по рядам.)

— Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры.

(Рисунки даны на доске.)

(Проверка. Один ученик выходит к доске и дорисовывает недостающую фигуру. Ребята из других групп оценивают его ответ.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

2 + 4

4 + 2

3 + 1

1 + 3

1 + 4

4 + 1

— Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В примерах первого и второго столбиков меняются местами слагаемые.)

Сегодня на уроке мы будем исследователями: понаблюдаем за результатами в таких примерах и сделаем научное открытие.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Один ученик работает у доски.)

— Положите слева 1 оранжевый квадрат, а справа 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4. Сколько всего квадратов? (5.)

— Запишите в тетради пример. (1 + 4 = 5.)

— Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 оранжевый. Сколько стало квадратов? (5.)

Запишите пример под первым. (4 + 1 = 5.)

— Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые одни и те же, но меняются местами, результат остается тем же.)

— Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры.

(Один ученик записывает на доске.)

• Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? (2 + 3 = 5.)

• Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму. (3 + 2 = 5.)

— Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте тему урока на с. 14.

— Рассмотрите первый рисунок.

— Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3.)

— Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3.)

— Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? (Мальчик поменял флажки местами.)

— Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3).

— Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)

— Сравните примеры, объясните, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)

— Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых результат сложения не меняется.)

— Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И на улицу шагнул.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 14).

— Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3 + 2 = 5.)

— Как получили второй пример? (Фишку перевернули.)

— Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится.)

— Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Учащиеся считают и повторяют правило.)

— Сравните рисунки на полях.

№ 2 (с. 14).

— Прочитайте условие и вопрос первой задачи.

— Запишите решение. (4 — 1 = 3 (с.).)

— Назовите ответ. (Сегодня Дима прочитал 3 страницы.)

— Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.

— Запишите решение. (4 + 3 = 7 (с.).)

— Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 8).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 14). Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает равенства. Если равенство составлено правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

— Кто понял тему?

— Кто может объяснить ошибки товарищам?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой математический закон мы сегодня открыли?

— Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

— Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?


* См.: Остер Г. Б. Задачник (Ненаглядное пособие по математике). М.: Росмэн, 1994.






Для любых предложений по сайту: [email protected]