Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Перестановка слагаемых - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида [ ] ± 1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Задачи-шутки*
• У младенца Кузи еще только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3. Сколько всего зубов у бабушки и внука? (7.)
• В люстре горели 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру тремя запасными лампочками, стали гореть 2 лампочки. Сколько лампочек погибло? (4.)
• С первого куста смородины собрали 5 стаканов садовых вредителей, а со второго — на 4 стакана меньше. Сколько стаканов садовых вредителей собрали со второго куста смородины? (1.)
• В понедельник Вова не поделился с Федей 2 конфетами, а во вторник — 4 конфетами. На сколько конфет больше зажилил Вова во вторник? (На 2.)
2. Логическая разминка
(Учащиеся объединяются в группы по рядам.)
— Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры.
(Рисунки даны на доске.)
(Проверка. Один ученик выходит к доске и дорисовывает недостающую фигуру. Ребята из других групп оценивают его ответ.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
2 + 4
4 + 2
3 + 1
1 + 3
1 + 4
4 + 1
— Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В примерах первого и второго столбиков меняются местами слагаемые.)
Сегодня на уроке мы будем исследователями: понаблюдаем за результатами в таких примерах и сделаем научное открытие.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Один ученик работает у доски.)
— Положите слева 1 оранжевый квадрат, а справа 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4. Сколько всего квадратов? (5.)
— Запишите в тетради пример. (1 + 4 = 5.)
— Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 оранжевый. Сколько стало квадратов? (5.)
Запишите пример под первым. (4 + 1 = 5.)
— Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые одни и те же, но меняются местами, результат остается тем же.)
— Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры.
(Один ученик записывает на доске.)
• Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? (2 + 3 = 5.)
• Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму. (3 + 2 = 5.)
— Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте тему урока на с. 14.
— Рассмотрите первый рисунок.
— Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3.)
— Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3.)
— Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? (Мальчик поменял флажки местами.)
— Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3).
— Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)
— Сравните примеры, объясните, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.)
— Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых результат сложения не меняется.)
— Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?
V. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И на улицу шагнул.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 14).
— Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3 + 2 = 5.)
— Как получили второй пример? (Фишку перевернули.)
— Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится.)
— Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
(Учащиеся считают и повторяют правило.)
— Сравните рисунки на полях.
№ 2 (с. 14).
— Прочитайте условие и вопрос первой задачи.
— Запишите решение. (4 — 1 = 3 (с.).)
— Назовите ответ. (Сегодня Дима прочитал 3 страницы.)
— Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.
— Запишите решение. (4 + 3 = 7 (с.).)
— Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 8).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 14). Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает равенства. Если равенство составлено правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
— Кто понял тему?
— Кто может объяснить ошибки товарищам?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой математический закон мы сегодня открыли?
— Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?
— Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?
* См.: Остер Г. Б. Задачник (Ненаглядное пособие по математике). М.: Росмэн, 1994.