Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Решение задач - Урок 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: повторить состав чисел; закреплять умение решать задачи на разностное сравнение, изученные приемы вычислений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на разнос гное сравнение; создавать модели и схемы для решения задач; использовать знаково-символические средства для создания моделей, схем; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Решите задачи в стихах. Покажите ответы с помощью карточек с цифрами.
Есть у Нади пять тетрадей —
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Ты б тетради сосчитал. (9.)
Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей:
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все Никите.
Сколько вишен у Никиты?
Посчитайте и скажите. (5).
У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка говори. (8.)
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки —
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр. (5.)
2. Логическая разминка
— Решите задачу.
Миша старше Димы на 3 года, Миша младше Оли на 2 года. На сколько лет Оля старше Димы?
(В ходе решения задачи учитель совместно с учащимися выполняет на доске рисунок.)
Д ______________
М (на 3 года) ______________
О (на 2 года) ______________
— Посмотрите на отрезки. Какой буквой от имени мы обозначим первый отрезок? (Д.)
— Почему? (Миша старше Димы, значит, Дима младше.)
— Какой буквой обозначим второй отрезок? Почему? (М, потому что Миша старше Димы, но Оля старше Миши.)
— На сколько Миша старше Димы? (На 3 года.)
— На сколько Оля старше Миши? (На 2 года.)
— Как узнать, на сколько Оля старше Димы? (Сложить 3 и 2.)
— Закончите рассуждения.
• Если Оля старше Миши на 2 года, то Миша... (младше Оли на 2 года).
• Если Дима младше Миши на 3 года, то Миша... (старше Димы на 3 года).
III. Самоопределение к деятельности
— Продолжите предложения.
• На 3 больше — это... (столько же и еще 3).
• На 4 меньше — это... (столько же, но без 4).
• Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо... (из большего вычесть меньшее).
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи, которые изучали на предыдущих уроках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 11).
— Прочитайте задачу.
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего вычесть меньшее.)
— Назовите решение задачи. (4 — 3 = 1.)
— Ответьте на вопросы задачи.
№ 2 (с. 11).
— Составьте задачи по рисункам: вариант 1 — к первому рисунку, вариант 2 — ко второму.
— Покажите знак, который надо поставить в выражении.
— Почему вы решили задачу вычитанием? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.)
— Покажите с помощью карточек ответы, которые у вас получилось.
— Проверьте друг друга в парах.
— Кто правильно посчитал?
— Кто доволен результатами своей работы?
— Над чем нам надо поработать, чтобы ошибок не было? (Надо вспомнить состав чисел и приемы вычислений.)
Этим мы займемся на следующем этапе урока. А теперь давайте отдохнем.
V. Физкультминутка
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово “три”,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 4 (с. 11).
— Прочитайте задание.
— Как изменится ответ во втором примере первого столбика? (Будет меньше, чем в первом примере.)
— Почему? (Мы будем больше вычитать, значит, останется меньше.)
— Что вы можете сказать о втором столбике? (Ответ второго примера будет больше, потому что мы будем меньше вычитать.)
— Решите примеры: вариант 1 — первый и третий столбики, вариант 2 — второй и четвертый столбики.
(Проверка. Ответы записаны на доске.)
— У кого нет ошибок?
— Кому нужно еще потрудиться?
*№ 5 (с. 11).
— Кто выполнил задание на полях? Назовите номер фигуры. (3.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 4, 5 (с. 6).
(Для проверки знаний можно также использовать КИМы (самостоятельная работа № 11, с. 72—73).)
VII. Рефлексия
— Кто понял тему?
— Кому было трудно решать задачи?
— Кому нужна помощь товарищей или учителя?
— Кто может объяснить товарищам их ошибки?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что вызывало затруднения?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
— Кто доволен результатом своей работы?