Сложение и вычитание вида [ ] + 3, [ ] - 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Сложение и вычитание вида [ ] + 3, [ ] - 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: учить выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 3, [ ] - 3.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать примеры вида [ ] + 3, [ ] - 3; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски работают два человека. Один заполняет пропуски, другой решает примеры.)

2. Устный счет

- Какие карточки перевернуты?

1, [ ], 3, 4, [ ], 6, [ ], [ ], 9, 10.

— Сосчитайте:

• от 10 до 1, от 3 до 6, от 7 до 4;

• от 1 до 10 через один;

• от 1 до 10 через два.

Игра “Молчанка”

(Учитель показывает число, дети молча выполняют действие, показывают ответ с помощью карточек с цифрами.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

3 - 1

6 - 1

9 - 1

1 - 1

3 + 1

6 + 1

9 + 1

1 + 1

— Что значит “вычесть 1”? (Назвать предыдущее число.)

— Что значит “прибавить 1”? (Назвать следующее число.)

— Назовите ответы в примерах.

— Сосчитайте от 1 до 10 через один, начиная с единицы, начиная с нуля.

— Разложите 3 яблока на две тарелки. Как это можно сделать? (2 и 1.)

— Сколько яблок нужно добавить на каждую тарелку, чтобы на них стало по 3 яблока? (На первую — 1 яблоко, на вторую - 2.)

— Закончите утверждения:

• 3 — это 2 и... (7);

• 3 — это 1 и... (2).

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Прибавлять и вычитать число 3.)

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

— Нам нужно к 6 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3. Как вы предлагаете это сделать? (Мы можем прибавить число 3 по частям.)

— Положите 6 красных кругов. Справа положите 3 синих круга.

— Как можно прибавлять к 6 число 3 по частям? (К 6 кругам положить сначала 1 круг — будет 7 кругов, потом еще 1 — будет 8кругов, а потом еще 1 — будет 9 кругов.)

— Как это записать? (6 + 1 + 1 + 1 = 9.)

— Какой еще способ можете предложить? (Можно к 6 кругам прибавить сначала 2 круга, а потом еще 1.)

— Прибавьте к 6 кругам 2 круга.

(Учащиеся придвигают 2 круга.)

— Сколько стало кругов? (8.)

— Как получили 8? (6 + 2 = 8.)

— Нам нужно прибавить еще 1 круг.

(Учащиеся придвигают еще 1 круг.)

— Сколько стало кругов? (9.)

— Как получили 9? (8 + 1 = 9.)

— Сколько кругов было сначала? (б.)

— Сколько всего прибавили к 6? (3.)

— Как прибавляли 3? (Сначала прибавили 2, а потом еще 1.)

— Как можно было по-другому к 6 прибавить 3? (Сначала прибавить 1.)

(Учащиеся придвигают 1 круг.)

— Сколько получится? (7.)

— Как получили 7? (6 + 1 = 7.)

— Сколько еще нужно прибавить? (2.)

(Учащиеся придвигают еще 2 круга.)

— Сколько получится? (9.)

— Как получили 9? (7 + 2 = 9.)

— Сколько было кругов? (6.)

— Сколько прибавили? (3.)

— Как прибавляли 3? (Сначала прибавили 1, потом еще 2.)

— Сделайте вывод: как можно прибавить число 3? (... + 1 + 1 + 1, или ...+ 1 + 2, или ... + 2 + 1.)

— Положите 4 зеленых круга, 2 красных и 1 желтый. Сколько всего кругов положили? (7.)

— От 7 нужно отнять 3. Как это можно сделать? (Сначала можно взять 2 красных круга, а потом еще 1 желтый.)

— Возьмите 2 красных круга. Сколько кругов осталось? (5.)

— Как получили 5? (7 — 2 = 5.)

— Возьмите 1 желтый круг. Сколько кругов осталось? (4.)

— Как получили 4? (5 — 1 = 4.)

— Сколько кругов было сначала? (7.)

— Сколько всего кругов взяли? (3.)

— Как из 7 вычли 3? (Сначала вычли 2, а потом еще 1.)

— Можно ли было по-другому брать круги? (Да, сначала взять 1, а потом еще 2.)

— Если взять 1 круг, сколько кругов останется? (6.)

— Как получили 6? (7 — 1 = 6.)

— Сколько кругов еще нужно взять? (2.)

— Сколько кругов останется? (4.)

— Как получили 4? (6 — 2 = 4.)

— Сколько кругов было сначала? (7.)

— Сколько всего вычли из 7? (3.)

— Как вычитали 3? (Из 7 сначала вычли 1, а потом еще 2.)

— Сделайте вывод: как можно вычесть 3? (Можно вычесть сначала 1, а потом еще 2 или вычесть 2, а потом еще 1.)

V. Физкультминутка

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 104 вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (Как можно прибавить число 3?)

— Кто сможет уже сейчас ответить на него? (Ответы детей.)

— Как можно из числа вычесть 3? (Ответы детей.)

— Рассмотрите примеры и рисунки к ним. Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (К 6 прибавили 2, получилось 8, к 8 прибавили 1, получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9. Или к 6 прибавили 1, получилось 7, к 7 прибавили 2, получилось 9. Значит, если к 6прибавить 3, получится 9.)

(По аналогии учащиеся объясняют примеры на вычитание.)

№ 1 (с. 104).

(Первый столбик примеров объясняет один ученик всему классу. Второй и третий столбики разбираются в парах.)

№ 2 (с. 104).

— Что нужно сделать? (Поставить знаки >, < или =.)

— Как вы будете рассуждать? (7 + 2 = 9, 9 = 9. Значит, ставим знак “равно”.)

— Можете ли вы, не вычисляя, сказать, какой знак нужно поставить во втором примере? (Если к тому же самому числу прибавить больше, получится больше. Значит, ставим знак “больше”.)

(Оставшиеся примеры учащиеся разбирают по цепочке.)

№ 3 (с. 104).

— Составьте задачу, которая решается сложением. (У Оли было 5 конвертов. Она купила еще 3 конверта. Сколько конвертов стало у Оли?)

(На доске выполняется краткая запись.)

Было — 6 к.

Купила — 3 к.

Стало — ?

— Запишите решение задачи. (6 + 3 = 9 (к.).)

— Составьте задачу, которая решается вычитанием. (У Оли было 9 конвертов. Она отдала маме 3 конверта. Сколько конвертов осталось?)

(На доске выполняется краткая запись.)

Было — 9 к.

Отдала — 3 к.

Осталось — ?

— Запишите решение. (9 — 3 = 6 (к.).)

— Сравните задачи. Почему одна решается сложением, а другая — вычитанием?

№ 4 (с. 105).

— Прочитайте задачу.

— Прочитайте условие. (Было 7 ягод. Стало на 3 меньше.)

— Прочитайте вопрос. (Сколько ягод стало?)

— Составьте краткую запись задачи.

Было — 7 яг.

Стало - ?, на 3 больше.

— Запишите решение. (7 — 3 = 4 (яг.).)

— Почему решали вычитанием? (Стало меньше.)

— Ответьте на вопрос задачи. (Стало 4ягоды.)

(Можно предложить учащимся составить аналогичную задачу с другими данными.)

№ 5 (с. 105).

(Разбирается по аналогии с задачей № 4.)

№ 6 (с. 105).

— Прочитайте. Составьте числовую запись. (6 + 2 = 8.)

— Прочитайте эту запись разными способами.

(Учащиеся используют слова “сумма”, “прибавить”, “увеличить на...”, “плюс”, “сложить”.)

№ 7 (с. 105).

— Рассмотрите фигуры. Как назвать их одним словом? (Многоугольники. )

— Как называются эти многоугольники? (1, 4 — треугольники; 2, 3 — четырехугольники; 5 — пятиугольник.)

— Прочитайте задание под цифрой 2. Выполните его.

№ 8 (с. 105).

(Работа в парах.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 38.

(Самостоятельное решение задач. Проверка. Учащиеся объясняют, как решали.)

— Пользуясь рисунком, решите примеры.

— Как прибавляли и вычитали число 3?

(Самостоятельное выполнение третьего задания. Проверка.)

— Назовите примеры с ответом 5. (3 + 2, 7 — 2.)

— Назовите примеры с ответом 7. (9 — 2, 4 + 3.)

— Прочитайте следующее задание.

— Какую фигуру называют четырехугольником? (У которой 4 угла и 4 стороны.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 105). Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы научились на уроке? (Прибавлять и вычитать число 3.)

— Как можно прибавить и вычесть число 3? (По частям: 2 и 1 или 1 и 2.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]