Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение и вычитание вида [ ] + 1, [ ] - 1 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 1, [ ] — 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Представьте, что у вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки? (7.)
— Сколько на рисунке треугольников? (3.)
2. Индивидуальная работа
(Один ученик у доски сравнивает числа.)
3. Устный счет
Игра “Кто быстрее”
(На доске два перемешанных набора чисел от 1 до 10. Два ученика по команде учителя расставляют числа сначала в порядке убывания, затем в порядке возрастания.)
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает пропуск, дети говорят, какое число пропущено, и переворачивают карточку.)
1, [ ], 3, [ ], [ ], 6, 7, [ ], 9, 10.
Игра “Помоги Буратино”
— Мальвина дала Буратино задание написать числовой ряд. А Буратино заигрался с Артемоном и вспомнил о задании слишком поздно. Он сделал все наспех и, не проверив, отдал Мальвине. Проверьте, не допустил ли Буратино ошибок.
(На доске карточки с числами.)
0, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 7, 9, 8, 10.
— Что Буратино сделал неправильно? (Написал два раза число 3, пропустил число 6, поменял местами числа 8 и 9.)
— Скажите Буратино, чего делать нельзя при записи числового отрезка. (Писать одно число несколько раз, пропускать числа или менять их местами.)
— Исправьте ошибки Буратино.
— Покажите с помощью карточек с цифрами:
• число, следующее за числом 4, 7;
• число, стоящее перед числом 3, 1;
• соседей чисел 4, 10;
• предыдущее число для чисел 5, 8.
(Если класс слабый, задание выполняется с опорой на числовой ряд.)
III. Самоопределение к деятельности
Игра “Где мое место?”
(К доске выходят десять учеников, каждый получает карточку с числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски.)
— Правильно ли построились ребята?
— Первый, второй, третий, четвертый, пятый — шаг вперед. Сколько здесь ребят? (5.)
— Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.)
— К 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.)
(По аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.)
— Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.)
(Вывод повторяют несколько учеников друг за другом, каждый раз приводя пример. Далее учитель предлагает десятому ученику положить на стол карточку и сесть на место.)
— Сколько было учеников? (10.)
— Сколько учеников сели на свое место? (1.)
— Сколько учеников осталось? (9.)
— Как это записать? (10 — 1 = 9.)
(Аналогично рассматриваются случаи 9 — 1, 8 — 1, 7 — 1 и т. д.)
— Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)
Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.
— Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?
— Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как прибавить число 1.
— Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
— Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
— Сколько всего лягушат? (10.)
— Сколько лягушат уже в воде? (1.)
— В воде 1 лягушонок, и еще 1 уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2)
— Как это записать? (1 + 1 = 2)
— Запишите ответ в таблицу.
(Далее учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу.)
— Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)
— Сколько лягушат прыгнуло? ( 7.)
— Сколько осталось? (9.)
— Как это записать? (10 — 1 = 9.)
(Далее учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу.)
— Как можно прочитать эти записи? Что говорят об этом авторы учебника?
— Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
V. Физкультминутка
Мы, покинув этот класс,
Станем тиграми тотчас.
Ну-ка вытянись, дружок:
Тигр делает прыжок!
А теперь еще один!
Ну а прыгнув, посидим,
Поглядим по сторонам,
Разойдемся по местам.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 80).
— Рассмотрите числовой ряд, по которому идут белочка и заяц.
— Какое действие выполняет заяц? (Прибавляет число 1.)
— В какую сторону он идет и почему? (Вправо. Когда прибавляем, становится больше. Чем правее, тем числа больше.)
— Какое действие выполняет белочка? (Вычитает число 1.)
— В какую сторону идет белочка и почему? (Влево. Когда вычитаем, становится меньше. Чем левее, тем числа меньше.)
— Белочка и заяц не просто гуляют по числовому ряду, они решают примеры. Давайте вместе с зайчиком решим пример 1 + 1 = 2.
— С какого деления заяц начал движение? (С числа 1.)
— В какую сторону идет заяц? Как узнали? (Вправо, у него на табличке знак +.)
— Сколько шагов вправо сделает заяц? (1.)
— На каком делении остановился заяц? (На числе 2.)
(По аналогии разбирается следующий пример.)
— Решим вместе с белочкой пример 9 — 1 = 8.
— С какого деления белочка начала движение? (С числа 9.)
— В какую сторону идет белочка? Как узнали? (Влево, у нее на табличке знак —.)
— Сколько шагов вправо делает белочка? (1.)
— На каком делении остановилась белочка? (На числе 8.)
(По аналогии разбирается следующий пример.)
2. Практическая работа
(Учитель раздает детям карточки с числами от 0 до 10, они строят числовой ряд. Проводится работа с учащимися, которые недостаточно хорошо научились решать примеры при помощи числового ряда. Учитель называет пример на сложение и вычитание с числом 1 и задает вопросы: с какого деления начнешь движение? В каком направлении пойдешь? Сколько шагов сделаешь? Возле какого числа ты остановился? Какой ответ в примере?)
3. Работа по учебнику
№ 2 (с. 81).
— Рассмотрите рисунки. Составьте по ним выражении и объясните, что они означают.
№ 3 (с. 82).
(Работа в парах. Учащиеся соотносят число, рисунок и количество точек на костяшках домино.)
4. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 29.
— Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)
— Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)
— Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)
— Оцените себя с помощью “Светофора”.
(Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.)
— Прочитайте следующее задание. Вычислите.
— Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)
— Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)
— Чем интересен третий столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 81). Работа в парах. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 42).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)