Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Число 10 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 10 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. д.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик.)
• Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира.)
• Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? (Вова.)
• Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех? (Сережа.)
• Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый? (Черепаха.)
• Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый? (Медведь.)
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Устный счет
— Сосчитайте;
• первый ряд — от 1 до 7 и обратно;
• второй ряд — от 1 до 8 и обратно;
• третий ряд — от 1 до 9 и обратно;
• все — от 1 до 10 и обратно.
— Покажите число, которое:
• следует за числом 6, 3, 8;
• стоит между числами 6 и 8, 7 и 9, 4 и 6;
• предшествует числу 5, 7, 9.
4. Фронтальная работа
— Сравните числа.
(Учитель показывает запись на доске, дети показывают знаки >, < или =. Читают запись.)
— На сколько 8 больше 7? (На 1.)
(По аналогии разбираются остальные записи.)
5. Минутка для любознательных
— В конверте находятся красные и синие квадраты. Всего квадратов 5. Сколько из них может быть синих квадратов? Сколько красных?
— Нарисуйте недостающий флажок.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске числовая лесенка.)
— Посмотрите на столбик, изображающий число 8. Какое число при счете идет перед ним? (7.)
— Сравните число 8 с предыдущим числом. (8 > 7.)
— Какое число при счете следует за числом 8? (9.)
— Как получить это число? (9 — это 8 и еще 1.)
— Как это записать? (8 + 1 = 9.)
— Какое число идет при счете за числом 9? (10.)
— Покажите карточку.
— Где вы встречали это число?
— Чем необычно число 10? (Оно состоит из двух цифр.) Число 10 двузначное. Числа от 1 до 9 однозначные, так как состоят из одной цифры.
Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я,
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться.
Число 10 на обед
Уплетает винегрет.
В нем десяток овощей,
Перечисли их скорей.
— Дома с родителями вспомните эти овощи и на следующем уроке назовете их.
— Кто может назвать тему урока? (Число 10.)
— Чему мы должны сегодня научиться? (Получать число 10 из предыдущего и писать его.)
IV. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
— Как получить число 10? (10 — это 9 и еще 1.)
— Как это записать? (9 + 1 = 10.)
(Один ученик выполняет запись на доске.)
— Что больше: 9 или 10? На сколько больше? (10, на 1.)
— Что меньше: 9 или 10? На сколько меньше? (9, на 1.) (Записи на доске: 10 > 9, 9 < 10.)
— Какие еще числа меньше 10? Назовите их.
(Учитель добавляет к числовой лесенке столбик из 10 квадратов.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 60. Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9.)
— Сколько цыплят еще освобождается от скорлупы? (1.)
— Сколько всего цыплят? (10.)
— Как получили число 10? (10 — это 9 и еще 1.)
— Как это записать? Прочитайте запись. (9 + 1 = 10.)
— Сколько стало цыплят? (10.)
— Сколько было? (9.)
— Стало больше или меньше? Почему? (Стало больше, мы прибавили.)
— На сколько больше? (На 1.)
— Какой знак нужно поставить? Прочитайте запись. (10 > 9.)
— Сколько всего цыплят? (10.)
— Сколько из них находится в скорлупе? (1.)
— Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9.)
— Как получили число 9? (9 — это 10 без 1.)
— Как это записать? Прочитайте запись. (10 — 1 = 9.)
— Почему вы поставили знак “минус”? (Из 10 вычли 1, значит, стало меньше.)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите следующий рисунок. Придумайте вопросы по нему. (Сколько матросов? Сколько капитанов? Сколько всего моряков?)
— Решите примеры, используя числовой ряд.
(Учащиеся решают примеры по цепочке и объясняют решение.)
— Как монетами, изображенными на полях, набрать 10 руб.? (5 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + /руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.)
— Какое наименьшее количество монет можно использовать? (4.)
— Рассмотрите рисунок на с. 61. Какую сказку смотрят дети? (“Приключения Буратино”.)
(Учащиеся по очереди читают вопросы и отвечают на них.)
— Сколько кукол на следующем рисунке? (10.)
— Решите примеры, используя этот рисунок.
(Учащиеся решают примеры по цепочке.)
— Какая из фигур, изображенных на полях, лишняя? (Под цифрой 2 — отличается цветом, под цифрой 3 — 5 клеточек, а не 6, как в остальных.)
— Посчитайте, сколько птиц на нижнем рисунке. (10.)
— Как называются эти птицы? (Фламинго.)
— Что вы о них знаете?
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 23. Посмотрите на числовой ряд. Как соединены числа? (В порядке убывания.)
— Соедините числа в порядке убывания самостоятельно.
(Проверка у слабых учащихся.)
— Прочитайте следующее задание. Закрасьте карточки с примерами самостоятельно.
(Проверка.)
— Какую закономерность увидели? (В каждом столбце есть красный и синий цвет. В строке чередуются синий и красный цвет.)
(Письмо числа 10.)
— Что нужно сделать в следующем задании? (Соединить числа в указанном порядке.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какое число последнее? (9.)
— Прочитайте следующее задание. Выполните его самостоятельно.
— В какой строке закрашенных фигур больше? На сколько?
— Посмотрите на последнее задание. Запишите недостающие числа.
— Что интересного вы заметили в порядке записанных чисел? (Записаны две тройки и две двойки.)
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 14—15). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 7, с. 15-16).)
— Как вы справились с заданием? Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое число узнали?
— Чем число 10 отличается от остальных изученных чисел? Какие еще двузначные числа вы знаете?
Домашнее задание (по желанию)
Назвать 10 овощей, из которых делают винегрет.