Число 10 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Число 10 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 10 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. д.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик.)

• Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира.)

• Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? (Вова.)

• Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех? (Сережа.)

• Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый? (Черепаха.)

• Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый? (Медведь.)

2. Индивидуальная работа

(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)

3. Устный счет

— Сосчитайте;

• первый ряд — от 1 до 7 и обратно;

• второй ряд — от 1 до 8 и обратно;

• третий ряд — от 1 до 9 и обратно;

• все — от 1 до 10 и обратно.

— Покажите число, которое:

• следует за числом 6, 3, 8;

• стоит между числами 6 и 8, 7 и 9, 4 и 6;

• предшествует числу 5, 7, 9.

4. Фронтальная работа

— Сравните числа.

(Учитель показывает запись на доске, дети показывают знаки >, < или =. Читают запись.)

— На сколько 8 больше 7? (На 1.)

(По аналогии разбираются остальные записи.)

5. Минутка для любознательных

— В конверте находятся красные и синие квадраты. Всего квадратов 5. Сколько из них может быть синих квадратов? Сколько красных?

— Нарисуйте недостающий флажок.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске числовая лесенка.)

— Посмотрите на столбик, изображающий число 8. Какое число при счете идет перед ним? (7.)

— Сравните число 8 с предыдущим числом. (8 > 7.)

— Какое число при счете следует за числом 8? (9.)

— Как получить это число? (9 — это 8 и еще 1.)

— Как это записать? (8 + 1 = 9.)

— Какое число идет при счете за числом 9? (10.)

— Покажите карточку.

— Где вы встречали это число?

— Чем необычно число 10? (Оно состоит из двух цифр.) Число 10 двузначное. Числа от 1 до 9 однозначные, так как состоят из одной цифры.

Нолик мне терять нельзя,

Без него исчезну я,

Стану тощей единицей,

Буду плакать я и злиться.

Число 10 на обед

Уплетает винегрет.

В нем десяток овощей,

Перечисли их скорей.

— Дома с родителями вспомните эти овощи и на следующем уроке назовете их.

— Кто может назвать тему урока? (Число 10.)

— Чему мы должны сегодня научиться? (Получать число 10 из предыдущего и писать его.)

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальная работа

— Как получить число 10? (10 — это 9 и еще 1.)

— Как это записать? (9 + 1 = 10.)

(Один ученик выполняет запись на доске.)

— Что больше: 9 или 10? На сколько больше? (10, на 1.)

— Что меньше: 9 или 10? На сколько меньше? (9, на 1.) (Записи на доске: 10 > 9, 9 < 10.)

— Какие еще числа меньше 10? Назовите их.

(Учитель добавляет к числовой лесенке столбик из 10 квадратов.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 60. Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9.)

— Сколько цыплят еще освобождается от скорлупы? (1.)

— Сколько всего цыплят? (10.)

— Как получили число 10? (10 — это 9 и еще 1.)

— Как это записать? Прочитайте запись. (9 + 1 = 10.)

— Сколько стало цыплят? (10.)

— Сколько было? (9.)

— Стало больше или меньше? Почему? (Стало больше, мы прибавили.)

— На сколько больше? (На 1.)

— Какой знак нужно поставить? Прочитайте запись. (10 > 9.)

— Сколько всего цыплят? (10.)

— Сколько из них находится в скорлупе? (1.)

— Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9.)

— Как получили число 9? (9 — это 10 без 1.)

— Как это записать? Прочитайте запись. (10 — 1 = 9.)

— Почему вы поставили знак “минус”? (Из 10 вычли 1, значит, стало меньше.)

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Повороты сделал смело,

Пощипал немного пух

И с разбегу в воду плюх!

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите следующий рисунок. Придумайте вопросы по нему. (Сколько матросов? Сколько капитанов? Сколько всего моряков?)

— Решите примеры, используя числовой ряд.

(Учащиеся решают примеры по цепочке и объясняют решение.)

— Как монетами, изображенными на полях, набрать 10 руб.? (5 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + /руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.)

— Какое наименьшее количество монет можно использовать? (4.)

— Рассмотрите рисунок на с. 61. Какую сказку смотрят дети? (“Приключения Буратино”.)

(Учащиеся по очереди читают вопросы и отвечают на них.)

— Сколько кукол на следующем рисунке? (10.)

— Решите примеры, используя этот рисунок.

(Учащиеся решают примеры по цепочке.)

— Какая из фигур, изображенных на полях, лишняя? (Под цифрой 2 — отличается цветом, под цифрой 3 — 5 клеточек, а не 6, как в остальных.)

— Посчитайте, сколько птиц на нижнем рисунке. (10.)

— Как называются эти птицы? (Фламинго.)

— Что вы о них знаете?

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 23. Посмотрите на числовой ряд. Как соединены числа? (В порядке убывания.)

— Соедините числа в порядке убывания самостоятельно.

(Проверка у слабых учащихся.)

— Прочитайте следующее задание. Закрасьте карточки с примерами самостоятельно.

(Проверка.)

— Какую закономерность увидели? (В каждом столбце есть красный и синий цвет. В строке чередуются синий и красный цвет.)

(Письмо числа 10.)

— Что нужно сделать в следующем задании? (Соединить числа в указанном порядке.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какое число последнее? (9.)

— Прочитайте следующее задание. Выполните его самостоятельно.

— В какой строке закрашенных фигур больше? На сколько?

— Посмотрите на последнее задание. Запишите недостающие числа.

— Что интересного вы заметили в порядке записанных чисел? (Записаны две тройки и две двойки.)

VII. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 14—15). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 7, с. 15-16).)

— Как вы справились с заданием? Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое число узнали?

— Чем число 10 отличается от остальных изученных чисел? Какие еще двузначные числа вы знаете?

Домашнее задание (по желанию)

Назвать 10 овощей, из которых делают винегрет.






Для любых предложений по сайту: [email protected]