История нового времени. Шпаргалка - Алексеев В.С., Пушкарева Н.В. 2008


Идеи просвещения в литературе и искусстве

В XVIII в. в Европе возникло широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения. Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма.

Идеи Просвещения нашли широкое отражение в литературе и искусстве ведущих стран Европы. В Германии главным центром литературного движения в первой половине века Просвещения была Саксония, особенно торговый и университетский город Лейпциг. Здесь протекала деятельность влиятельного пропагандиста и теоретика классицизма Готшеда (1700—1766). Готшед восставал «во имя разума» против средневековой фантастики; его бесспорной заслугой является борьба за ясный и правильный немецкий язык, за восстановление прямой связи театра с литературой, за поднятие немецкого театра на уровень европейского театра того времени. В эпоху Просвещения создавал свои произведения немецкий писатель—просветитель Воланд (1733—1813). Его современники называли «немецким Вольтером», которого он действительно напоминал изяществом стиля, остроумием, смелыми выпадами против официального лицемерия и некоторыми другими чертами таланта.

Под влиянием просветительских идей сложилось реалистическое творчество немецких портретистов Антона Графа (1736—1813) и Иоганна Фридриха Тишбейна (1722—1789). Самое заметное место в немецком искусстве XVIII в. принадлежит музыке, представленной в первой половине этого века мужественным, полным глубокого чувства творчеством Баха и Генделя — выдающихся немецких композиторов. Развитие немецкой музыки было тесно связано с Реформацией.

Современник Баха, Г.Ф. Гендель (1685—1759) написал более 40 опер, из которых наибольшей известностью пользовалась опера «Родалисто».

В эпоху Просвещения создавали свои великолепные музыкальные произведения австрийские композиторы Глюк, Гайдн и Моцарт. Широко известны замечательные музыкальные произведения В.А. Моцарта (1756—1791): «Реквием», опера-комедия «Свадьба Фигаро» (1786 г.), опера-драма «Дон-Жуан» (1787 г.) и философская опера-сказка «Волшебная флейта» (1791 г.).

Французская художественная литература эпохи Просвещения сделала важный шаг в направлении реалистического отображения действительности. В творениях Вольтера и Руссо французская художественная литература непосредственно сливается с передовой общественной мыслью эпохи Просвещения. Борьба за новые эстетические идеалы достигает своего кульминационного пункта в период расцвета деятельности Дидро и энциклопедистов.

Архитектура, живопись, ваяние, музыка — все эти виды искусства также испытывали на себе плодотворное влияние передовых идей Просвещения. Ясность и простота, гармония и пропорциональность всех частей архитектурной композиции — вот к чему стремились архитекторы, испытавшие влияние просветительской мысли. Представителями демократического направления в живописи были французские художники Шарден (1699—1779) и Грез (1725—1805).

Заслуга реформы итальянского театра в духе эпохи Просвещения принадлежит Карло Гольдони (1707—1793). В своих комедиях Гольдони указывает на деловитость, предприимчивость и семейные добродетели буржуа.

К концу XVIII в. буржуазия Европы настолько окрепла, что ждала от искусства эпохи Просвещения призыва к подвигу, прославления гражданской доблести, героики борьбы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]