История нового времени. Шпаргалка - Алексеев В.С., Пушкарева Н.В. 2008
Просвещение в Германии
В конце XVII в. в Германии возникло новое влиятельное течение пиетистов, отвергавшее обрядность и ученое богословие. Готфрид Арнольд (1666—1714) и другие более смелые деятели среди пиетистов стояли уже, в сущности, на позициях деизма — рационалистической религии, отвергавшей вместе с христианской обрядностью и учение о Божественном откровении. Постепенно пиетизм выродился в мистико-аскетическую секту, выдвигавшую на первый план идеи смирения, отказа от своей личности.
Видным деятелем немецкого Просвещения был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716). Философия Лейбница является одним из направлений объективного идеализма, но в ней имеются элементы диалектики, в частности понимание неразрывной связи материи и движения, единичного и всеобщего. Его учение о «предустановленной гармонии» означает, в сущности, признание того, что все в мире хорошо и разумно.
Философские взгляды Лейбница были приведены в новую систему его учеником Христианом Вольфом (1679—1754). Вольф придал им более резко выраженный рационалистический характер. Значение Вольфа специально для Германии состоит в том, что он создал немецкую философскую терминологию.
Центральной фигурой немецкого Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781). Свои взгляды на значение религии Лессинг выразил в анонимно изданной в 1780 г. брошюре «Воспитание человеческого рода». Здесь им проводится та мысль, что человечество, как и каждый отдельный человек, проходит ряд ступеней органического развития. Господство религии, веры в Божественное откровение свидетельствует о незрелости человеческого общества. Однако религия не является только нагромождением глупостей и заблуждений. Ступени ее развития зависят от исторического уровня культуры, они ведут к высшей стадии — эпохе «вечного евангелия» — разума, стадии такого общественного строя, при котором люди будут соблюдать порядок без всякого государственного принуждения.
Идеи Лессинга развил Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). В своих знаменитых «Идеях к философии истории человечества» он развернул мысль о том, что органическое развитие природы по замыслу творца необходимым образом переходит в историю человечества. В ней культуры различных народов, от первобытных до самых развитых, выступают ступенями восхождения человеческого рода к состоянию гуманности, т. е. подлинной человечности, образованности и просвещенности.
Развитие немецкого Просвещения ярко выражено в философии Иммануила Канта (1724—1804). Для Канта просвещение — это более высокая ступень в развитии человека, когда он освобождается от давления на его мысли внешнего авторитета, достигает способности свободно и безгранично пользоваться своим разумом и осмеливается с его помощью познавать все сущее. В своем произведении «Критика чистого разума» (1781 г.) Кант заложил основы т. н. трансцендентальной философии, которая переносит диалектическое развитие в область чистого мышления.
По Канту, все, что нам кажется закономерным, принадлежит нашему созерцанию и рассудку, может мыслиться нашим разумом, но никоим образом не является отражением внешней действительности. Познание ограничено миром явлений. Подлинное существо всякой вещи — «вещь в себе» — недоступно нашему познанию. Философская позиция Канта носит двойственный характер. Объективно существующая, хотя и непознаваемая «вещь в себе» представляет собой остаток материализма в его учении. Отсюда наличие критики философии Канта справа и слева — со стороны идеалистов и материалистов.