Задания с открытым кратким ответом - КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

История - ЕГЭ

Задания с открытым кратким ответом - КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Это задания повышенной сложности, содержащиеся в части В экзаменационной работы. Они предполагают следующие действия:

1) установление хронологической последовательности событий;

2) группировку фактов;

3) соотнесение двух рядов информации (дат и имен, событий и имен, явлений и характеризующих их признаков и т. д.);

4) анализ источника (определение события, явления, личности, о которых идет речь). Ответ обычно записывается в специальной строчке или таблице, а затем переносится в бланк ответов.

Рассмотрим названные разновидности заданий.


Задания на установление хронологической последовательности


♦ Расположите в хронологической последовательности события, связанные с борьбой населения Руси против внешней агрессии, захватчиков. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) Куликовская битва

Б) Ледовое побоище

B) «стояние на Угре»

Г) битва на реке Калке






♦ Расположите в хронологической последовательности события российской истории XVII-XVIII вв.

A) восстание под предводительством Е. Пугачева

Б) начало династии Романовых

B) церковный раскол

Г) начало Смуты






♦ Расположите в хронологической последовательности события революции 1905-1907 гг.

A) начало всеобщей стачки

Б) «Кровавое воскресенье»

B) вооруженное восстание в Москве

Г) издание царского Манифеста






Заметим, что в приведенных заданиях не требуется указывать даты событий. Здесь необходимо проявить знание исторических эпох, представление о том, что было раньше, а что — позже. При этом в одних случаях речь может идти о событиях, относящихся к разным столетиям, как, например, в первом и втором заданиях. Соответственно, следует «развести» эти события во времени. Так, ответ на второе из приведенных заданий вытекает из знания того, что происходившая в начале XVII в. Смута предшествовала воцарению Романовых, церковный раскол произошел в правление царя Алексея Михайловича (во второй половине XVII в.), а Пугачевское восстание — при Екатерине II в XVIII в. В табличке для ответа следует записать ГБВА. А в других случаях может потребоваться установить последовательность событий в относительно небольшом диапазоне — в рамках одного царствования или одного масштабного события, процесса (войны, революции и т. д.). Таково третье из приведенных заданий, где речь идет о революции 1905— 1907 гг., причем все названные события произошли в течение одного 1905 г. В подобной ситуации важно представлять этапы, общую логику развития революции. Отвечая на это задание, легко увидеть, что на первое место следует поставить события «Кровавого воскресенья», положившие начало революции, а на последнее — декабрьское вооруженное восстание в Москве. Два события, находящиеся между этими рамками, произошли в октябре. Это — начало всеобщей стачки и издание царского Манифеста. Их последовательность устанавливается с учетом того, что Манифест был провозглашен 17 октября под воздействием предшествовавших революционных выступлений, в том числе — начавшейся стачки. Соответственно, определяется ответ: БАГВ.

Предлагаем самостоятельно найти ответ на следующее задание.

♦ Расположите в хронологической последовательности события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

A) Сталинградское сражение

Б) открытие второго фронта в Европе

B) операция в Перл-Харбор

Г) битва на Курской дуге






Задания на группировку фактов


Особая разновидность используемых в экзаменационной работе заданий — те, в которых нужно выбрать не одно имя, название, положение, а несколько (их называют заданиями с множественным ответом). Приведем пример.

♦ Какие три из перечисленных ниже явлений и событий XIX в. были связаны с понятием «восточный вопрос»?

1) ослабление Османской империи

2) русско-турецкая война 1877-1878 гг.

3) присоединение к России Средней Азии

4) освоение русскими Дальнего Востока

5) русско-японская война

6) проблема Черноморских проливов





Поскольку в задании следует выбрать три верных положения из шести предложенных, лучше выполнять его поэтапно. Сначала желательно установить и отметить для себя те из названных элементов, в которых мы уверены. Например, в качестве верных элементов можно сразу отметить 1 и 2. Теперь нужно посмотреть, какие еще положения могут быть отнесены к восточному вопросу. Ответы 3, 4, 5 относятся к другим регионам. Следовательно, последний верный ответ — 6.

Предлагаем выполнить еще одно задание такого типа.

♦ Какие три из названных учреждений образования и культуры были основаны в царствование Петра I?

1) Царскосельский лицей

2) Павигацкая школа

3) Кунсткамера

4) Московский университет

5) «цифирные школы»

6) Славяно-греко-латинская академия






Задания на соотнесение двух рядов информации


В этих заданиях нужно установить четыре пары связанных друг с другом элементов. При этом в левой колонке приведены четыре элемента, а в правой — пять. Это делается для того, чтобы последняя пара элементов определялась не автоматически, а тоже на основе выбора. «Лишний» элемент в правой колонке может стоять на любом месте. Как показывает опыт, выполнять такие задания помогают несколько приемов. Один из них — определение парных положений, в которых вы уверены. Другой — установление лишнего элемента. Сузив таким образом задачу, легче думать над оставшимися элементами. Приведем примеры заданий.

♦ Установите соответствие между именами князей Древней Руси и их деяниями.

ИМЕНА КНЯЗЕЙ

А) Владимир Святославич

Б) Ярослав Мудрый

В) Владимир Мономах

Г) Ольга

ДЕЯНИЯ

1) создание Русской Правды

2) крещение Руси

3) борьба против войск Батыя

4) введение новых форм сбора дани

5) составление «Поучения детям»


А

Б

В

Г






♦ Установите соответствие между названиями войн, которые вела Россия в XVIII-XIX вв., и названиями проведенных в их ходе сражений, битв.

ВОИНЫ

А) Северная

Б) Семилетняя

В) Отечественная война 1812 г.

Г) Крымская

СРАЖЕНИЯ, БИТВЫ

1) Бородинское сражение

2) оборона Шипки

3) сражение при Гросс-Егерсдорфе

4) Полтавская битва

5) оборона Севастополя


А

Б

В

Г






♦ Установите соответствие между названиями партий, существовавших в России в начале XX в., и именами их лидеров.

НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ

А) кадеты

Б) эсеры

В) октябристы

Г) социал-демократы

ИМЕНА ЛИДЕРОВ

1) Г. В. Плеханов

2) П. Н. Милюков

3) В. М. Чернов

4) А. И. Гучков

5) П. А. Столыпин


А

Б

В

Г






Рассмотрим приведенные задания, руководствуясь указанными выше приемами. Так, в первом из заданий легко определяются парные элементы: Владимир Святославич — крещение Руси (А2) и Ярослав Мудрый — создание свода законов Русская Правда (Б1). Нетрудно установить и лишний элемент в правой колонке — 3 (мы знаем, что нашествие войск Батыя на Русь произошло в XIII в., столетие спустя после распада Древнерусского государства, в период раздробленности русских земель). Чтобы определиться с оставшимися в левой колонке именами Владимира Мономаха и княгини Ольги достаточно вспомнить, как Ольга расправилась с древлянами, убившими ее мужа князя Игоря во время полюдья (сбора князем и его дружиной дани), и упорядочила затем сбор дани. Таким образом выстраивается вся цепочка ответа: 2154.

В последнем из приведенных заданий нетрудно установить, что Г.В. Плеханов был одним из основоположников российской социал-демократии, а В. М. Чернов — известным представителем партии эсеров. Можно также сразу вывести из рассмотрения фамилию П.А. Столыпина, поскольку он не принадлежал ни к одной из политических партий. Остается вспомнить, кто из названных в левой колонке лиц были лидерами кадетов и октябристов. Предлагаем сделать это самостоятельно. Рекомендуется также самостоятельно выполнить следующие два задания такого типа.

♦ Установите соответствие между именами государственных деятелей XVIII-X1X вв. и проведенными при их участии или под их непосредственным руководством мерами, преобразованиями.

ДЕЯТЕЛИ

А) Г. А. Потемкин

Б) И. И. Шувалов

В) М. М. Сперанский

Г) П. Д. Киселев

МЕРЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1) создание министерств

2) присоединение Крыма к России

3) основание Московского университета

4) основание «военных поселений»

5) реформа управления государственными крестьянами


А

Б

В

Г






♦ Установите соответствие между названиями художественных произведений, созданных во второй половине XX в., и именами их авторов, создателей

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) кинофильм «Война и мир»

Б) роман «Живые и мертвые»

В) роман-хроника «Архипелаг ГУЛАГ»

Г) роман «Доктор Живаго»

АВТОРЫ, СОЗДАТЕЛИ

1) А. И. Солженицын

2) Б. Л. Пастернак

3) С. Ф. Бондарчук

4) М. Горький

5) К. М. Симонов


А

Б

В

Г






Задания для работы с источником (части А и В)


Задания, предполагающие установление события, явления, личности, о которых идет речь в предложенном отрывке из исторического источника, содержатся в частях А и В экзаменационной работы. Следуя общему правилу, в заданиях части А ответ нужно выбрать из числа предложенных (и проставить крестик в соответствующей клеточке в бланке ответов). А по заданиям части В необходимо самостоятельно сформулировать ответ и написать нужное слово в свободной строке, а затем перенести его в бланк ответов. Понятно, что во втором случае отвечать сложнее. В то же время при выполнении заданий обоих типов ставится сходная задача — узнать события, личности, о которых идет речь. Соответственно, используются некоторые общие приемы анализа исторического текста. В их числе: а) поиск ключевой информации (дат, имен, географических названий и др.), указывающей на искомые события, их участников; б) внимание к языку источника, его стилю, историческим терминам, характерным для той или иной эпохи. Подчеркнем, что для того, чтобы увидеть ключевые слова в тексте, нужно не только внимательно прочесть его, но и знать историю, уметь применить свои знания. Покажем это на примерах заданий.

♦ Прочтите отрывок из «Записок о Московии» Д. Горсея и укажите имя царя, о котором идет речь.

«Строй и управление русским государством так изменились [при нем] против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым; все получило другой вид, противоположный старому... Царь покорил Полоцк, Смоленск и много других городов и укреплений... в восточной Ливонии, завоевал царства Казанское и Астраханское, земли многочисленных нагаев, черкесских татар и множество других народов, обитавших на расстоянии двух тысяч верст, по берегам знаменитой реки Волги... Самую Москву царь обвел крепкою, широкою и красивою стеною, снабдив орудиями... Он был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф — остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен...».

1) Иван III

2) Иван IV

3) Алексей Михайлович

4) Петр I

♦ Прочтите отрывок из документа, изданного в России в начале XX в., и назовите этот документ.

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов... 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей».

Ответ:____________

В первом из приведенных заданий содержится собирательная характеристика царя — от его деяний до внешнего вида. Применяя знания по курсу истории, нетрудно выделить наиболее показательные, опорные факты. К ним относятся, например, упоминания о Ливонии, завоевании Казанского и Астраханского царств, которые легко связать с именем Ивана IV. Описание внешнего облика и характера царя служит еще одним аргументом в пользу этого ответа.

Во втором задании опорная информация — это положения о даровании гражданских свобод. Государственной Думе. Если учесть также содержащееся в задании указание о времени появления документа (начало XX века), легко установить, что речь идет о царском Манифесте 17 октября 1905 г. Подчеркнем, что и во многих других случаях даты или имена авторов, содержащиеся в самом задании (а не только в тексте источника) помогают в поиске ответа.

Предлагаем самостоятельно выполнить следующие задания.

♦ Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите, о какой битве идет речь.

«...битва началась на рассвете 27 июня. Немалая заслуга в разгроме шведов принадлежала Меншикову. Это он лишил шведского короля одного из важнейших преимуществ — внезапности атаки и своевременно известил царя о начале движения неприятеля на русский лагерь... Действительность опрокинула планы короля, и сражение протекало не в соответствии с его волей, а по воле Петра... Началось генеральное сражение, шведы ввели в бой все свои силы. Кавалеристы Меншикова вновь одержали верх над шведской конницей, обратив ее в бегство. Князь в гуще битвы — сраженная пулей, под ним пала третья лошадь.

Судьба генеральной баталии была решена за два с половиной часа... Началось бегство неприятеля».

1) под Нарвой

2) Бородинской

3) Полтавской

4) на р. Рымнике

♦ Прочтите отрывок из воспоминаний В. П. Мещерского и укажите год события, о котором рассказано в отрывке.

«...год начался длинным манифестом о введении всеобщей воинской повинности, появившимся 3 января. Его ждали первого, и весь Петербург волновался, ибо пустили слух, что реформа отложена. То был день триумфа военного министра... Дмитрия Милютина... Все говорили о военном принципе равенства всех под знаменами, о том, что отныне жирный купец не будет откупать своего сына от солдатской службы, но кстати припомнить, что упоение духом времени было так сильно, что никто и пикнуть не смел о том, что в сей день... уничтожалось одно из главных прав русского дворянства».

1) 1705 г.

2) 1812 г.

3) 1874 г.

4) 1905 г.

♦ Прочтите отрывок из работы историка и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«Указом 1744 г. Елизавета подтвердила постановление от 18 января 1721 г., разрешавшее частным мануфактуристам покупать к заводам деревни. Поэтому неудивительно, что во времена Елизаветы целые отрасли промышленности (если не почти вся промышленность) зиждились на подневольном труде. Так, во второй четверти XVIII в. на большинстве заводов Строгановых и Демидовых использовался исключительно труд _______________ крестьян, а предприятия суконной промышленности вообще не знали наемного труда — государство, заинтересованное в поставках сукна для армии, щедро раздавало заводчикам государственных крестьян».

Ответ:______________

♦ Прочтите отрывок из открытого письма А. Д. Сахарова советскому руководству, написанного в 1980 г., и назовите государство, о котором идет речь в письме.

«...Военные действия в ____________ продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч... <жителей страны> — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей — стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона <жителей> стали беженцами...

Также не подлежит сомнению, что... события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира, в особенности как предпосылка дальнейших этапов процесса разоружения... На Генеральной Ассамблее ООН советские действия осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР».

Ответ: ________________






Для любых предложений по сайту: [email protected]