История - ЕГЭ
Задания с открытым кратким ответом - КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
Это задания повышенной сложности, содержащиеся в части В экзаменационной работы. Они предполагают следующие действия:
1) установление хронологической последовательности событий;
2) группировку фактов;
3) соотнесение двух рядов информации (дат и имен, событий и имен, явлений и характеризующих их признаков и т. д.);
4) анализ источника (определение события, явления, личности, о которых идет речь). Ответ обычно записывается в специальной строчке или таблице, а затем переносится в бланк ответов.
Рассмотрим названные разновидности заданий.
Задания на установление хронологической последовательности
♦ Расположите в хронологической последовательности события, связанные с борьбой населения Руси против внешней агрессии, захватчиков. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
A) Куликовская битва
Б) Ледовое побоище
B) «стояние на Угре»
Г) битва на реке Калке
♦ Расположите в хронологической последовательности события российской истории XVII-XVIII вв.
A) восстание под предводительством Е. Пугачева
Б) начало династии Романовых
B) церковный раскол
Г) начало Смуты
♦ Расположите в хронологической последовательности события революции 1905-1907 гг.
A) начало всеобщей стачки
Б) «Кровавое воскресенье»
B) вооруженное восстание в Москве
Г) издание царского Манифеста
Заметим, что в приведенных заданиях не требуется указывать даты событий. Здесь необходимо проявить знание исторических эпох, представление о том, что было раньше, а что — позже. При этом в одних случаях речь может идти о событиях, относящихся к разным столетиям, как, например, в первом и втором заданиях. Соответственно, следует «развести» эти события во времени. Так, ответ на второе из приведенных заданий вытекает из знания того, что происходившая в начале XVII в. Смута предшествовала воцарению Романовых, церковный раскол произошел в правление царя Алексея Михайловича (во второй половине XVII в.), а Пугачевское восстание — при Екатерине II в XVIII в. В табличке для ответа следует записать ГБВА. А в других случаях может потребоваться установить последовательность событий в относительно небольшом диапазоне — в рамках одного царствования или одного масштабного события, процесса (войны, революции и т. д.). Таково третье из приведенных заданий, где речь идет о революции 1905— 1907 гг., причем все названные события произошли в течение одного 1905 г. В подобной ситуации важно представлять этапы, общую логику развития революции. Отвечая на это задание, легко увидеть, что на первое место следует поставить события «Кровавого воскресенья», положившие начало революции, а на последнее — декабрьское вооруженное восстание в Москве. Два события, находящиеся между этими рамками, произошли в октябре. Это — начало всеобщей стачки и издание царского Манифеста. Их последовательность устанавливается с учетом того, что Манифест был провозглашен 17 октября под воздействием предшествовавших революционных выступлений, в том числе — начавшейся стачки. Соответственно, определяется ответ: БАГВ.
Предлагаем самостоятельно найти ответ на следующее задание.
♦ Расположите в хронологической последовательности события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
A) Сталинградское сражение
Б) открытие второго фронта в Европе
B) операция в Перл-Харбор
Г) битва на Курской дуге
Задания на группировку фактов
Особая разновидность используемых в экзаменационной работе заданий — те, в которых нужно выбрать не одно имя, название, положение, а несколько (их называют заданиями с множественным ответом). Приведем пример.
♦ Какие три из перечисленных ниже явлений и событий XIX в. были связаны с понятием «восточный вопрос»?
1) ослабление Османской империи
2) русско-турецкая война 1877-1878 гг.
3) присоединение к России Средней Азии
4) освоение русскими Дальнего Востока
5) русско-японская война
6) проблема Черноморских проливов
Поскольку в задании следует выбрать три верных положения из шести предложенных, лучше выполнять его поэтапно. Сначала желательно установить и отметить для себя те из названных элементов, в которых мы уверены. Например, в качестве верных элементов можно сразу отметить 1 и 2. Теперь нужно посмотреть, какие еще положения могут быть отнесены к восточному вопросу. Ответы 3, 4, 5 относятся к другим регионам. Следовательно, последний верный ответ — 6.
Предлагаем выполнить еще одно задание такого типа.
♦ Какие три из названных учреждений образования и культуры были основаны в царствование Петра I?
1) Царскосельский лицей
2) Павигацкая школа
3) Кунсткамера
4) Московский университет
5) «цифирные школы»
6) Славяно-греко-латинская академия
Задания на соотнесение двух рядов информации
В этих заданиях нужно установить четыре пары связанных друг с другом элементов. При этом в левой колонке приведены четыре элемента, а в правой — пять. Это делается для того, чтобы последняя пара элементов определялась не автоматически, а тоже на основе выбора. «Лишний» элемент в правой колонке может стоять на любом месте. Как показывает опыт, выполнять такие задания помогают несколько приемов. Один из них — определение парных положений, в которых вы уверены. Другой — установление лишнего элемента. Сузив таким образом задачу, легче думать над оставшимися элементами. Приведем примеры заданий.
♦ Установите соответствие между именами князей Древней Руси и их деяниями.
ИМЕНА КНЯЗЕЙ А) Владимир Святославич Б) Ярослав Мудрый В) Владимир Мономах Г) Ольга |
ДЕЯНИЯ 1) создание Русской Правды 2) крещение Руси 3) борьба против войск Батыя 4) введение новых форм сбора дани 5) составление «Поучения детям» |
А |
Б |
В |
Г |
♦ Установите соответствие между названиями войн, которые вела Россия в XVIII-XIX вв., и названиями проведенных в их ходе сражений, битв.
ВОИНЫ А) Северная Б) Семилетняя В) Отечественная война 1812 г. Г) Крымская |
СРАЖЕНИЯ, БИТВЫ 1) Бородинское сражение 2) оборона Шипки 3) сражение при Гросс-Егерсдорфе 4) Полтавская битва 5) оборона Севастополя |
А |
Б |
В |
Г |
♦ Установите соответствие между названиями партий, существовавших в России в начале XX в., и именами их лидеров.
НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ А) кадеты Б) эсеры В) октябристы Г) социал-демократы |
ИМЕНА ЛИДЕРОВ 1) Г. В. Плеханов 2) П. Н. Милюков 3) В. М. Чернов 4) А. И. Гучков 5) П. А. Столыпин |
А |
Б |
В |
Г |
Рассмотрим приведенные задания, руководствуясь указанными выше приемами. Так, в первом из заданий легко определяются парные элементы: Владимир Святославич — крещение Руси (А2) и Ярослав Мудрый — создание свода законов Русская Правда (Б1). Нетрудно установить и лишний элемент в правой колонке — 3 (мы знаем, что нашествие войск Батыя на Русь произошло в XIII в., столетие спустя после распада Древнерусского государства, в период раздробленности русских земель). Чтобы определиться с оставшимися в левой колонке именами Владимира Мономаха и княгини Ольги достаточно вспомнить, как Ольга расправилась с древлянами, убившими ее мужа князя Игоря во время полюдья (сбора князем и его дружиной дани), и упорядочила затем сбор дани. Таким образом выстраивается вся цепочка ответа: 2154.
В последнем из приведенных заданий нетрудно установить, что Г.В. Плеханов был одним из основоположников российской социал-демократии, а В. М. Чернов — известным представителем партии эсеров. Можно также сразу вывести из рассмотрения фамилию П.А. Столыпина, поскольку он не принадлежал ни к одной из политических партий. Остается вспомнить, кто из названных в левой колонке лиц были лидерами кадетов и октябристов. Предлагаем сделать это самостоятельно. Рекомендуется также самостоятельно выполнить следующие два задания такого типа.
♦ Установите соответствие между именами государственных деятелей XVIII-X1X вв. и проведенными при их участии или под их непосредственным руководством мерами, преобразованиями.
ДЕЯТЕЛИ А) Г. А. Потемкин Б) И. И. Шувалов В) М. М. Сперанский Г) П. Д. Киселев |
МЕРЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 1) создание министерств 2) присоединение Крыма к России 3) основание Московского университета 4) основание «военных поселений» 5) реформа управления государственными крестьянами |
А |
Б |
В |
Г |
♦ Установите соответствие между названиями художественных произведений, созданных во второй половине XX в., и именами их авторов, создателей
ПРОИЗВЕДЕНИЯ А) кинофильм «Война и мир» Б) роман «Живые и мертвые» В) роман-хроника «Архипелаг ГУЛАГ» Г) роман «Доктор Живаго» |
АВТОРЫ, СОЗДАТЕЛИ 1) А. И. Солженицын 2) Б. Л. Пастернак 3) С. Ф. Бондарчук 4) М. Горький 5) К. М. Симонов |
А |
Б |
В |
Г |
Задания для работы с источником (части А и В)
Задания, предполагающие установление события, явления, личности, о которых идет речь в предложенном отрывке из исторического источника, содержатся в частях А и В экзаменационной работы. Следуя общему правилу, в заданиях части А ответ нужно выбрать из числа предложенных (и проставить крестик в соответствующей клеточке в бланке ответов). А по заданиям части В необходимо самостоятельно сформулировать ответ и написать нужное слово в свободной строке, а затем перенести его в бланк ответов. Понятно, что во втором случае отвечать сложнее. В то же время при выполнении заданий обоих типов ставится сходная задача — узнать события, личности, о которых идет речь. Соответственно, используются некоторые общие приемы анализа исторического текста. В их числе: а) поиск ключевой информации (дат, имен, географических названий и др.), указывающей на искомые события, их участников; б) внимание к языку источника, его стилю, историческим терминам, характерным для той или иной эпохи. Подчеркнем, что для того, чтобы увидеть ключевые слова в тексте, нужно не только внимательно прочесть его, но и знать историю, уметь применить свои знания. Покажем это на примерах заданий.
♦ Прочтите отрывок из «Записок о Московии» Д. Горсея и укажите имя царя, о котором идет речь.
«Строй и управление русским государством так изменились [при нем] против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым; все получило другой вид, противоположный старому... Царь покорил Полоцк, Смоленск и много других городов и укреплений... в восточной Ливонии, завоевал царства Казанское и Астраханское, земли многочисленных нагаев, черкесских татар и множество других народов, обитавших на расстоянии двух тысяч верст, по берегам знаменитой реки Волги... Самую Москву царь обвел крепкою, широкою и красивою стеною, снабдив орудиями... Он был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф — остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен...».
1) Иван III
2) Иван IV
3) Алексей Михайлович
4) Петр I
♦ Прочтите отрывок из документа, изданного в России в начале XX в., и назовите этот документ.
«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов... 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей».
Ответ:____________
В первом из приведенных заданий содержится собирательная характеристика царя — от его деяний до внешнего вида. Применяя знания по курсу истории, нетрудно выделить наиболее показательные, опорные факты. К ним относятся, например, упоминания о Ливонии, завоевании Казанского и Астраханского царств, которые легко связать с именем Ивана IV. Описание внешнего облика и характера царя служит еще одним аргументом в пользу этого ответа.
Во втором задании опорная информация — это положения о даровании гражданских свобод. Государственной Думе. Если учесть также содержащееся в задании указание о времени появления документа (начало XX века), легко установить, что речь идет о царском Манифесте 17 октября 1905 г. Подчеркнем, что и во многих других случаях даты или имена авторов, содержащиеся в самом задании (а не только в тексте источника) помогают в поиске ответа.
Предлагаем самостоятельно выполнить следующие задания.
♦ Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите, о какой битве идет речь.
«...битва началась на рассвете 27 июня. Немалая заслуга в разгроме шведов принадлежала Меншикову. Это он лишил шведского короля одного из важнейших преимуществ — внезапности атаки и своевременно известил царя о начале движения неприятеля на русский лагерь... Действительность опрокинула планы короля, и сражение протекало не в соответствии с его волей, а по воле Петра... Началось генеральное сражение, шведы ввели в бой все свои силы. Кавалеристы Меншикова вновь одержали верх над шведской конницей, обратив ее в бегство. Князь в гуще битвы — сраженная пулей, под ним пала третья лошадь.
Судьба генеральной баталии была решена за два с половиной часа... Началось бегство неприятеля».
1) под Нарвой
2) Бородинской
3) Полтавской
4) на р. Рымнике
♦ Прочтите отрывок из воспоминаний В. П. Мещерского и укажите год события, о котором рассказано в отрывке.
«...год начался длинным манифестом о введении всеобщей воинской повинности, появившимся 3 января. Его ждали первого, и весь Петербург волновался, ибо пустили слух, что реформа отложена. То был день триумфа военного министра... Дмитрия Милютина... Все говорили о военном принципе равенства всех под знаменами, о том, что отныне жирный купец не будет откупать своего сына от солдатской службы, но кстати припомнить, что упоение духом времени было так сильно, что никто и пикнуть не смел о том, что в сей день... уничтожалось одно из главных прав русского дворянства».
1) 1705 г.
2) 1812 г.
3) 1874 г.
4) 1905 г.
♦ Прочтите отрывок из работы историка и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.
«Указом 1744 г. Елизавета подтвердила постановление от 18 января 1721 г., разрешавшее частным мануфактуристам покупать к заводам деревни. Поэтому неудивительно, что во времена Елизаветы целые отрасли промышленности (если не почти вся промышленность) зиждились на подневольном труде. Так, во второй четверти XVIII в. на большинстве заводов Строгановых и Демидовых использовался исключительно труд _______________ крестьян, а предприятия суконной промышленности вообще не знали наемного труда — государство, заинтересованное в поставках сукна для армии, щедро раздавало заводчикам государственных крестьян».
Ответ:______________
♦ Прочтите отрывок из открытого письма А. Д. Сахарова советскому руководству, написанного в 1980 г., и назовите государство, о котором идет речь в письме.
«...Военные действия в ____________ продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч... <жителей страны> — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей — стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона <жителей> стали беженцами...
Также не подлежит сомнению, что... события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира, в особенности как предпосылка дальнейших этапов процесса разоружения... На Генеральной Ассамблее ООН советские действия осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР».
Ответ: ________________