Задания с выбором ответа - КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

История - ЕГЭ

Задания с выбором ответа - КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Как уже отмечалось, задания, включаемые в экзаменационную работу, по содержанию и характеру предполагаемой деятельности отвечают требованиям образовательного стандарта и базовых учебных программ. Все, что предусматривают задания, изучается и выполняется на уроках истории. Но всегда ли мы умеем применить свои знания там, где непривычно сформулирован вопрос или требуется обобщение известных фактов? Как мобилизовать, проявить свои знания и способности в новой ситуации? В этом разделе предлагаем посмотреть на содержание экзаменационной работы с тем, чтобы уяснить особенности отдельных видов заданий, найти лучшие способы их выполнения. Для этого приводятся: а) краткие характеристики каждого вида заданий; б) примеры заданий и советы, как их лучше выполнять; в) задания для самостоятельного решения, закрепления приемов работы.


Задания с выбором ответа


Это задания, содержащиеся в первой части экзаменационной работы (части А). С их помощью проверяется, главным образом, знание базового исторического материала — дат. фактов, исторических терминов и понятий, характерных признаков явлений, суждений о причинах и следствиях событий.

Напомним, что в экзаменационной работе все задания этого типа строятся по единой схеме, в них следует указать (отметить, обвести кружком) один верный вариант ответа из четырех предложенных. Такую задачу можно считать благоприятной для отвечающего, ведь речь идет не о поиске в глубинах памяти необходимого имени, названия, факта, как это бывает в «открытых» вопросах. В данном случае необходимо «узнать» верное положение среди нескольких вариантов ответа. То есть к ответу можно идти «с двух сторон»: а) зная, вспоминая верное имя, положение; б) отвергая неверные ответы, которые относятся к другим событиям, векам, годам и т. д. Покажем это на примере следующего задания.

♦ Основное содержание деятельности Избранной рады заключалось в

1) установлении опричнины

2) разработке свода законов, известного как Соборное уложение

3) проведении реформ центрального и местного управления

4) подготовке и осуществлении церковной реформы

О деятельности Избранной рады, существовавшей при Иване IV в первое десятилетие его царствования, сказано в любом учебнике, касающемся отечественной истории XVI в. Большинство сдающих экзамен, очевидно, сразу определят, что верный ответ на это задание — 3. Но можно установить верный ответ и путем исключения неподходящих положений. Так, известно, что опричная политика проводилась Иваном IV уже после того, как он отказался от курса на реформы, а принятие Соборного уложения, подготовка и проведение церковной реформы относятся к XVII веку, царствованию Алексея Михайловича.

Итак, можно определиться в первой исходной позиции при решении заданий с выбором ответа: задача отделить верное от неверного применительно к истории часто состоит в установлении событий, явлений, относящихся к тому или иному периоду, веку, царствованию. Приведем пример.

♦ Кто из названных князей правил раньше всех других?

1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Юрий Долгорукий

4) Василий III

Вспоминать годы правления каждого из князей — занятие долгое и сложное. А если попытаться соотнести названные имена с определенными периодами отечественной истории? В этом случае заметим, что Иван Калита, Дмитрий Донской и Василий III известны как представители династии московских князей, правителей Московского княжества. А с именем Юрия Долгорукого (суздальского, а затем великого Киевского князя) связано первое летописное упоминание о Москве, тогда еще небольшом городке. Очевидно, что верный ответ в этом задании — 3.

Наряду с критерием хронологической принадлежности — к веку, периоду, эпохе, обратим внимание на такой «параметр» как царствование того или иного правителя. Нередко можно забыть конкретную дату, год события. Но если мы помним, в чье правление произошло это событие, по чьей инициативе или с чьим участием были проведены конкретные мероприятия, преобразования, будет несложно определить их место в общем историческом контексте. Попробуем ответить с помощью такого рассуждения на следующее задание (сделаем это в форме диалога, включив в него наводящие вопросы и подсказки).

♦ В результате военной реформы середины XVII в. в России

1) создано стрелецкое войско

2) появились полки «нового строя»

3) введена рекрутская повинность

4) создана регулярная армия

Отметим, что два из предложенных вариантов ответа — 3-й и 4-й, относятся к хорошо известным преобразованиям, проведенным ______________ (назовите имя). Если вы вспомнили имя этого правителя, то, наверное, знаете, в каком веке он жил. Еще одна подсказка: полки «нового строя», в которых состояли наемные «иноземные» офицеры и солдаты, стали создаваться при первых царях из династии Романовых. Учитывая все изложенное, определите верный ответ.

Обращение к деятельности, поступкам известных исторических личностей помогает в определении верных и неверных вариантов ответа во многих заданиях. Покажем это на примере следующего упоминавшегося в предшествующем разделе задания.

♦ Кто из названных деятелей разрабатывал проекты реформ государственного управления в России XIX в.?

1) А. П. Ермолов, М. Д. Скобелев

2) С. С. Уваров, А. Х. Бенкендорф

3) М. М. Сперанский, М. Т. Лорис-Меликов

4) К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой.

Отвечая на поставленный вопрос, можно «вычислить» верный ответ (3), исключив людей, занимавшихся другим родом деятельности — военачальников А. П. Ермолова и М. Д. Скобелева, а также известных крайне консервативными, охранительскими позициями А. Х. Бенкендорфа, К. П. Победоносцева. Хотя все же следует знать о М. М. Сперанском и характере его деятельности.

Еще один ориентир при работе с заданиями, касающимися исторических личностей. — их участие в одних и тех же событиях, ситуациях.

Приведем пример задания.

♦ Кто из названных лиц были современниками?

1) Ярослав Мудрый и Иван Калита

2) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

3) Александр Невский и летописец Нестор

4) Иван Грозный и хан Батый

Внешне задание не выглядит легким хотя бы потому, что в нем упомянуты восемь исторических лиц, разместившихся в большом временном диапазоне — с XI в. по XVI в. Речь, конечно, не идет о том, чтобы вспоминать даты жизни или правления каждого из них. Но и для «распределения» названных имен по векам (например, имя Ярослава Мудрого связано с историей XI века, периодом существования единого Древнерусского государства, а Иван Калита — это XIV век, начало собирания русских земель вокруг Москвы) потребуется немало времени. Между тем, быстрее всего можно найти верный ответ, если сразу попытаться увидеть имена людей, участвовавших в одних и тех же событиях, бывших соратниками или противниками. В приведенном задании этому требованию соответствуют имена Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, связанные знаменательным событием — Куликовской битвой. Известно, что Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича перед походом за Дон, который завершился названной битвой.

Предлагаем самостоятельно выполнить еще одно задание такого типа. Какой путь вы выберете — «размещение» исторических деятелей во времени или поиск имен, связанных каким-либо событием, ситуацией?

♦ Кто из названных лиц были современниками?

1) А. Д. Меншиков, А. А. Аракчеев

2) Н. И. Новиков, Николай I

3) П. И. Пестель, С. Л. Перовская

4) А. Н. Радищев, Екатерина II






Для любых предложений по сайту: [email protected]