История - ЕГЭ
Вариант 1 - Урок 2 - Ответы, указания к их оцениванию
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
№ задания |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
Аб |
А7 |
А8 |
А9 |
Ответ |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
№ задания |
А10 |
A11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
А16 |
А17 |
А18 |
Ответ |
4 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
1 |
№ задания |
А19 |
А20 |
А21 |
А22 |
А23 |
А24 |
А25 |
А26 |
А27 |
Ответ |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Часть 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов — букв или цифр.
За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка - 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.
Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
ВАГБ |
В9 |
136 |
В2 |
134 |
В10 |
4312 |
В3 |
2513 |
В11 |
Девятое января |
В4 |
Павел Первый |
В12 |
346 |
В5 |
АВГБ |
В13 |
3412 |
В6 |
145 |
В14 |
Косыгин |
В7 |
4152 |
B1S |
ГАВБ |
В8 |
Аляска |
За выполнение заданий С1-С3 ставится от 0 до 2 баллов; за задание С5 ставится от 0 до 3 баллов; за задания С4, С6, С7 ставится от 0 до 4 баллов; задание С7 оценивается по двум частям: С7.1 (общие характеристики) — от 0 до 2 баллов, С7.2 (различия) — от 0 до 2 баллов.
С1. Укажите название документа. Кто подписал этот документ?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
— Название документа — «Кондиции» — этот документ подписала Анна Иоанновна |
|
Названы 2 положения |
2 |
Названо 1 любое положение |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. Используя информацию источника и свои знания по истории, объясните, по чьей инициативе и с какой целью был составлен документ.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.) |
Баллы |
Может быть указано, что: — «Кондиции» были составлены членами Верховного тайного совета; — этот документ содержал условия, которые Анна Иоанновна обязывалась выполнять, вступив на престол; — цель документа состояла в ограничении императорской власти, установлении контроля над нею со стороны «верховников» (представителей нескольких родовитых семейств) |
|
Названы 2 положения |
2 |
Названо 1 любое положение |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С3. Как была решена судьба этого документа вскоре после его подписания? Почему это стало возможно?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: — приехав в Москву (из Митавы), Анна Иоанновна отказалась признать «кондиции» и разорвала подписанный ею ранее документ; — это стало возможно благодаря поддержке самодержавной императорской власти гвардией и дворянством, которые были против усиления позиций аристократии |
|
Названы 2 положения |
2 |
Названо 1 любое положение |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Назовите основные военные операции, сражения Отечественной войны 1812 года (не менее трех операций). Объясните, какие из них и почему стали поворотными в ходе войны.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
||
1. В качестве основных сражений и военных операций могут быть названы: — Смоленское сражение; — Бородинское сражение; — Тарутинский марш-маневр; — сражение у села Тарутина; — бои за Малоярославец; — бои у реки Березины |
||
2. Может быть отмечено, что: — поворотными могут считаться сражения у села Тарутина и за Малоярославец; — названные сражения привели к переходу инициативы в руки российской армии; — после этих сражений Наполеон вынужден был повернуть на уже разоренную его войсками Смоленскую дорогу и отступать из России |
||
Указания к оцениванию |
Баллы |
|
Названы 3 или более сражений и 2 или более суждений о поворотных сражениях |
4 |
|
Названы 2 сражения и 2 суждения о поворотных сражениях ИЛИ названы три сражения и 1 суждение о поворотном сражении |
3 |
|
Названы в общей сложности 3 элемента |
2 |
|
Названы 1-2 любых элемента ответа |
1 |
|
Все элементы названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на основания высокой оценки деятельности Петра I:
1. Высокую репутацию Петру I создали иностранцы, европейцы (мнение Е. Р. Дашковой).
2. Высокая оценка деятельности Петра была дана представителями самого российского общества.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более убедительной. Приведите не менее двух положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1. При выборе первой точки зрения могут быть приведены следующие аргументы: — европейцы одобряли введение Петром I европейских порядков в России; — европейцы ценили то, что Петр I приглашал на службу специалистов из западных стран; — при Петре I оживились торговые связи с Россией; — европейцы ценили то, что Петр I поощрял развитие образования, привлекал в Россию ученых |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1962 г. возник Карибский кризис, приковавший внимание всего мира к переговорам между лидерами СССР и США.
Какими действиями сторон был вызван этот кризис? Чем и благодаря чему он завершился? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
2. При выборе второй точки зрения могут быть приведены следующие аргументы: — высокую оценку деятельности Петра I дали уже современники — Сенат (где иностранцы не преобладали) присвоил ему титулы «Великий», «Отец Отечества», «Император Всероссийский»; — эта оценка была основана на признании заслуг Петра в создании сильного государства, империи, превращении России в европейскую морскую державу; — высокую оценку деятельности Петра I давали также российские историки (уже с XVIII в.); — в оценках историков, наряду с уже отмеченными выше основаниями, учитывалось то, что деятельность Петра 1 способствовала развитию российской промышленности, науки и образования, усилению светского характера культуры, приобщению России к европейской культуре (последнее положение вызывало разное отношение, высказывались суждения о насильственной, верхушечной европеизации) |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Сделан выбор точки зрения, приведены 2 или более аргументов |
3 |
Сделан выбор точки зрения, приведен 1 аргумент |
2 |
Названо единичное суждение (мнение или аргумент) |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
3 |
С7. Сравните политику в области культуры в СССР в годы «оттепели» и в годы перестройки. Укажите, что в ней было общим (не менее двух положений), а что — различным (не менее двух положений).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
1. Может быть указано, что кризис возник в результате сле дующих действии: — размещения на Кубе советских ракет ядерных средней дальности; — выступления руководства США с протестом против этой акции; — установления военно-морскими силами США блокады острова Кубы |
|
2. В качестве объяснения того, чем и благодаря чему завершился кризис, могут быть приведены следующие положения: — кризис завершился соглашением лидеров СССР и США Н. С. Хрущева и Дж. Кеннеди; — Советский Союз вывез свои ракеты с Кубы; — США отказались от блокады Кубы (гарантировали безопасность Кубы от вторжения) и демонтировали на своих базах в Турции ракеты, направленные на СССР; — конфликт был разрешен благодаря тому, что два государственных лидера пошли на компромисс, проявили взаимное понимание и гибкость |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы в общей сложности 4 или более положений, характеризующих причины и исход кризиса |
4 |
Названы 3 положения |
3 |
Приведены 2 положения |
2 |
Приведено 1 положение |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
|
С7.1. Могут быть названы, например, следующие общие черты в культурной политике: — идейное руководство культурой со стороны коммунистической партии; — государственное финансирование образования и культуры; — смягчение идеологических запретов в области литературы и искусства; — публикация ранее запрещенных литературных произведений |
||
Названы 2 или более общих черт |
2 |
|
Названа 1 общая черта |
1 |
|
Общие черты названы неверно |
0 |
|
С7.2. Могут быть названы следующие различия в культурной политике: |
||
в годы «оттепели»: |
в годы «перестройки»: |
|
— господство официальной идеологической доктрины |
— плюрализм идейных позиций в обществе, культуре |
|
— цензура произведений литературы и искусства |
— гласность, отмена цензуры |
|
— ограничение критики сталинского режима в публицистике, произведениях литературы |
— раскрытие «белых страниц» и «черных пятен» истории XX в. |
|
— |
— активизация публицистики, ее дискуссионный характер |
|
— широкое обсуждение актуальных проблем общественной и культурной жизни на телевидении (прямой эфир, дискуссии) |
||
Названы 2 или более различий |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
4 |
|