Вариант 2 - КОНТРОЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

История - ЕГЭ

Вариант 2 - КОНТРОЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А27) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В какие годы произошли события, связанные с борьбой населения русских земель против иноземных вторжений?

1) 941 г., 945 г.

2) 980 г., 988 г.

3) 1097 г., 1147 г.

4) 1240 г., 1242 г.

А2. Первый свод законов Русская Правда был создан в правление

1) Владимира Святославича

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Мономаха

4) Святослава Игоревича

А3. Высшее должностное лицо в Великом Новгороде в XII-XV вв. называлось

1) тиуном

2) баскаком

3) воеводой

4) посадником

А4. Важнейшим результатом деятельности Земского собора 1613 г. считается то, что на нем

1) был подписан мир с Польшей

2) было положено начало новой царской династии

3) самодержавие было ограничено сословно-представительной Думой

4) был принят новый свод законов

А5. Кто из названных лиц был противником церковных реформ патриарха Никона?

1) Сергий Радонежский

2) патриарх Филарет

3) протопоп Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

А6. Что из названного было характерно для дворцовых переворотов середины XVIII в.?

1) активное участие гвардии

2) решающая роль иностранных дипломатов

3) поддержка со стороны широких масс горожан

4) ограничение власти новых правителей

А7. В результате Северной войны Россия получила

1) Смоленские земли

2) выход к Балтийскому морю

3) Новгородские земли

4) Финляндию

А8. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в чье правление произошли описываемые события.

«В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них.., И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...»

1) Дмитрия Донского

2) Ивана III

3) Ивана IV

4) Бориса Годунова

А9. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в

1) 1816-1841 гг.

2) 1856-1861 гг.

3) 1861-1883 гг.

4) 1881-1905 гг.

А10. В конце XVIII — начале XIX в. Россия участвовала в коалициях, направленных против

1) Пруссии

2) Англии

3) Франции

4) Австрии

А11. Участок земли, полученный крестьянином в результате реформы 1861 г., назывался

1) наделом

2) отрубом

3) хутором

4) имением

А12. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

1) создание Корпуса жандармов

2) учреждение военных поселений

3) издание указа о трехдневной барщине

4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»

А13. Что послужило поводом для начала Крымской войны 1853-1856 гг.?

1) отказ России присоединиться к континентальной блокаде Англии

2) конфликт из-за христианских святынь в Иерусалиме

3) наступление английских и французских войск на Севастополь

4) подавление Турцией восстания в Болгарии

А14. Прочтите отрывок из доклада следственной комиссии, представленного Николаю I, и укажите фамилию человека, о котором идет речь.

«<Он>, еще с юношества заразившись либеральными понятиями, которые, по окончании в 1841 г. университетского курса, в нем еще более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей... возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства... с 1845 года начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. На сходках сих происходили либеральные разговоры, читались лекции и речи в духе социализма и коммунизма, нападали на религию и верование во все святое, осуждали наше государственное управление, ... порицали правительственные лица и даже священную особу Вашего Императорского Величества...»

1) П. Я. Чаадаев

2) А. И. Герцен

3) М. В. Петрашевский

4) В. И. Ульянов

А15. Какое из названных событий произошло позже всех других?

1) II съезд Советов

2) роспуск Учредительного собрания

3) Корниловский мятеж

4) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)

А16. Международная организация коммунистических партий, руководящие органы которой находились в 1920-1930-е гг. в Москве, называлась

1) Коминформом

2) Рабочим Интернационалом

3) Союзом коммунистов

4) Коминтерном

А17. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства предусматривал

1) передачу всей земли совхозам

2) создание агрогородов на селе

3) объединение единоличников в колхозы

4) переселение в деревню рабочих

А18. Что из названного относилось к причинам дипломатического признания советского государства странами Запада в середине 1920-х гг.?

1) надежда получить долги царского правительства

2) намерение прекратить деятельность Коминтерна

3) необходимость противостоять германской агрессии

4) стремление использовать природные ресурсы и рынок советской страны

А19. Прочтите высказывание немецкого военачальника Ф. Гальдера, относящееся к концу 1930-х гг., и укажите, что из перечисленного было причиной описываемого положения.

«Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

1) отсутствие в СССР высших военных учебных заведений

2) невнимание руководителей государства к укреплению армии

3) репрессии против командного состава армии

4) потери в офицерском составе во время военных операций в Польше

А20. Какое произведение было создано в блокадном Ленинграде?

1) поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

2) роман К. М. Симонова «Живые и мертвые»

3) рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»

4) Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича

А21. Прочтите отрывок из документа, принятого на конференции руководителей Великобритании, США и СССР, и укажите название этой конференции.

«Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, которые мы совместно предпишем нацистской Германии после того, как германское вооруженное сопротивление будет окончательно сокрушено. Эти условия не будут опубликованы пока не будет достигнут полный разгром Германии...»

1) Московской

2) Тегеранской

3) Ялтинской

4) Потсдамской

А22. В каком ряду названы годы, отмеченные выступлениями советских граждан против проводившейся государственной политики?

1) 1946 г., 1953 г.

2) 1957 г., 1961 г.

3) 1962 г., 1968 г.

4) 1972 г., 1977 г.

А23. Что из названного произошло в СССР в первые послевоенные годы?

1) принятие новой Конституции страны

2) смена высшего партийного и государственного руководства

3) денежная реформа

4) начало освоения целинных земель

А24. Что из названного было характерно для развития советской культуры в период «оттепели»?

1) публикация ряда ранее запрещенных литературных произведений

2) отмена цензуры общественно-политических изданий

3) поощрение новых течений в искусстве

4) создание первых советских звуковых кинофильмов

А25. Что было одной из причин свертывания политики разрядки в конце 1970-х гг.?

1) ввод войск СССР и других государств-членов ОВД в Чехословакию

2) возведение Берлинской стены

3) ввод советских войск в Афганистан

4) принятие «доктрины Брежнева»

А26. Прочтите отрывок из сообщения Российского информационного агентства и укажите год, когда происходили описываемые события.

«По сведениям из достоверных источников, Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

1) 1985 г.

2) 1989 г.

3) 1991 г.

4) 1993 г.

А27. Фамилии С. В. Кириенко, Е. М. Примакова, С. В. Степашина связывает то, что каждый из них был

1) участником подписания соглашений о создании СНГ

2) главой правительства РФ

3) министром иностранных дел РФ

4) представителем РФ в ООН


Часть 2


Задания В1-В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1-В15), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите имена российских правителей в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

A) Петр I

Б) Алексей Михайлович

B) Петр II

Г) Екатерина I





Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В2. Какие три из названных процессов, явлений характерны для развития России в XVII-XVIII вв.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) промышленный переворот

2) складывание всероссийского рынка

3) начало промышленного освоения Урала

4) широкое распространение отходничества

5) развитие мануфактурного производства

6) строительство первых железных дорог




Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №. 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В3. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

А) введение Табели о рангах

Б) издание Жалованной грамоты городам

В) основание Санкт-Петербурга

Г) созыв Уложенной комиссии

ДАТЫ

1) 1703 г.

2) 1722 г.

3) 1740 г.

4) 1767 г.

5) 1785 г.


А

Б

В

Г





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4. Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите название художественного стиля, о котором говорится в отрывке.

«Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во второй половине XVIII в. ...Ведущим направлением академической живописи был <____>, сновные принципы которого наиболее последовательно сплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства».

Ответ:_______________

В5. Расположите в хронологическом порядке названия организаций и кружков, действовавших в России в XIX в. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) кружок петрашевцев

Б) Союз борьбы за освобождение рабочего класса

B) Могучая кучка

Г) Союз благоденствия





Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В6. По каким трем из названных вопросов существовали разногласия в среде декабристов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) об отмене крепостного права

2) об ограничении самодержавия

3) о введении республиканского правления

4) о наделении крестьян землей

5) о введении всеобщего избирательного права

6) о цареубийстве




Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В7. Установите соответствие между названиями течений общественного движения в России XIX в. и фамилиями их известных представителей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕЧЕНИЯ

А) славянофильство

Б) либеральное народничество

В) западничество

Г) социал-демократия

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

1) Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов

2) А. С. Хомяков, И. С. Аксаков

3) Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин

4) В. Н. Фигнер, А. И. Желябов

5) Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко


А

Б

В

Г






В8. Прочтите отрывок из сочинения историка Д.И. Иловайского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«Внутренняя политика этого царствования отличается охранительным характером. Сохраняя государственные учреждения, наследованные от предшественников, правительство императора <____> продолжало развивать некоторые отдельные части этих учреждений. Между ними первое место принадлежит изданию Свода законов... Император <____>, спустя полтора месяца после вступления своего на престол, приказал... учредить при собственной канцелярии особое отделение для приведения в порядок русских законов и поручил это дело Сперанскому».

Ответ:_____________

В9. Какие три из названных мер осуществлялись в рамках нэпа? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) введение продналога

2) создание концессий с привлечением иностранного капитала

3) принятие пятилетних планов

4) национализация банков

5) установление рабочего контроля на крупных предприятиях

6) разрешение рыночной торговли




Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В10. Установите соответствие между названиями произведений советского искусства 1920-1930-х гг. и фамилиями их создателей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

А) кинофильм «Чапаев»

Б) скульптура «Рабочий и колхозница»

В) роман «Тихий Дон»

Г) музыка к кинофильму «Веселые ребята»

ФАМИЛИИ СОЗДАТЕЛЕЙ

1) М. А. Шолохов

2) И. О. Дунаевский

3) В. И. Мухина

4) А. Н. Толстой

5) Г. Н. и С. Д. Васильевы


А

Б

В

Г






Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В11. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идет речь.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования...

Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав».

Ответ:___________

В12. Какие три из названных понятий, терминов вошли в жизнь советского общества в годы перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) новое политическое мышление

2) реабилитация

3) диссидентство

4) гласность

5) развитой социализм

6) плюрализм




Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В13. Установите соответствие между событиями и фамилиями их активных участников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

А) выступление ГКЧП

Б) Карибский кризис

В) роспуск СССР

Г) введение политики гласности

УЧАСТНИКИ

1) Б. Н. Ельцин

2) А. И. Лукьянов

3) М. С. Горбачев

4) Ю. В. Андропов

5) Н. С. Хрущев


А

Б

В

Г






Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В14. Прочтите отрывок из книги воспоминаний Ф. М. Бурлацкого и напишите фамилию советского партийного и государственного лидера, о котором идет речь.

«Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осудив Хрущева за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания, восстановить то, что было апробировано при Сталине... [Он] не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими».

Ответ:____________

В15. Расположите в хронологической последовательности следующие важнейшие процессы экономического развития России в XVII-XXвв.. Запишите буквы, которыми обозначены процессы, события в правильной последовательности в таблицу.

A) промышленный переворот

Б) научно-техническая революция

B) индустриализация

Г) складывание всероссийского рынка





Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).


Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1-С7) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний С. Ф. Ковалика, участника общественного движения XIX в.

«Весною... молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центра в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр...

Летучая пропаганда... стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках — крестьянах или рабочих — какую-нибудь отдельную революционную мысли или даже только усилить существующее у них недовольство своим положением...

Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаев лицами, не имеющими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определенную профессию, занимая должности учителей и фельдшеров...

Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги».

С1. Кто и когда занимался описываемой в отрывке деятельностью, какое название она получила?

С2. На основе текста источника и своих знаний по истории кратко охарактеризуйте идейные позиции участников этого движения. Приведите не менее трех положений.

С3. Чем и почему закончилась описываемая в источнике пропагандистская деятельность? Приведите не менее двух положений.


Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите основные направления (составные части) культурной революции в советской стране (не менее трех). Приведите примеры конкретных мероприятий, достижений в сфере образования (не менее двух примеров).

С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на побудительные причины крестьянской реформы 1861 г.:

1. Крестьянская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства (положение Манифеста).

2. Реформа носила вынужденный характер, ее проведение диктовалось не столько доброй волей власти, сколько рядом объективных причин; далеко не все дворянство поддерживало реформу.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более убедительной. Приведите не менее двух положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1605 г. умер Борис Годунов, занимавший престол не по праву наследования, а в результате избрания на царство Земским собором.

Кто претендовал на царский престол и кто занял его после смерти Бориса Годунова? Какие силы и исторические лица участвовали в борьбе за верховную власть в России в последовавшие годы Смуты? Приведите в общей сложности не менее четырех имен и определений.

С7. Сравните внешнюю политику СССР в 1945-1953 гг. и 1954-1964 гг. Укажите, что в ней было общим (не менее двух положений), и в чем заключались различия (не менее двух положений).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов, (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).


Общее

• ……………………………

• ……………………………

Различия

...

...

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………

• ……………………………






Для любых предложений по сайту: [email protected]