История - ЕГЭ
Вариант 1 - КОНТРОЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ
В этом разделе представлены два варианта экзаменационной работы, соответствующие структуре экзаменационной работы ЕГЭ 2011 г. Предлагаем решить их самостоятельно, не обращаясь к учебникам и справочным изданиям. Сверив свои результаты с таблицами ответов, находящимися в конце этого раздела, вы можете сами определить те стороны своей подготовки, над которыми следует еще поработать.
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А27) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком году войсками хана Батыя был взят и разорен город Владимир?
1) 1223 г.
2) 1238 г.
3) 1240 г.
4) 1256 г.
А2. Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя
1) Ярослава Мудрого
2) Владимира Мономаха
3) Александра Невского
4) Юрия Долгорукого
А3. Древнейшая русская летопись называлась
1) Русская Правда
2) «Слово о полку Игореве»
3) «Поучение» Владимира Мономаха
4) «Повесть временных лет»
А4. Принятие Русью христианства произошло вследствие
1) распространения новой веры византийскими миссионерами
2) решения великого князя Киевского
3) договора с папой Римским
4) решения вечевых собраний в Новгороде и Пскове
А5. Кто из названных лиц занял престол после смерти Петра I?
1) Петр II
2) Екатерина I
3) Елизавета Петровна
4) Анна Иоанновна
А6. Изданный Петром I Указ о единонаследии предусматривал
1) назначение наследника царского трона по воле самодержца
2) наследование вотчин и поместий только одним из сыновей
3) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя
4) передачу царской власти старейшему представителю династии
А7. Что из названного относилось к причинам поражения восстания под руководством Е. Пугачева?
1) отсутствие поддержки со стороны народов Поволжья и Урала
2) выступление Пугачева под именем императора Петра III
3) недостаток вооружения и организованности в крестьянском войске
4) незначительность территории, охваченной восстанием
А8. Прочтите отрывок из жалованной грамоты и укажите год ее издания.
«Божией милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя России самодержец... пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м году как по милости Божии учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детям, и наследником на вечное подданство учинили».
1) 1634 г.
2) 1654 г.
3) 1667 г.
4) 1689 г.
А9. В каком ряду названы даты, ознаменовавшие начало новых царствований в России в XIX в.?
1) 1801 г., 1825 г., 1881 г.
2) 1803 г., 1837 г., 1861 г.
3) 1812 г., 1853 г., 1877 г.
4) 1821 г., 1861 г., 1879 г.
А10. Кто из названных деятелей участвовал в разработке проектов реформ государственного управления в начале XIX в.?
1) П. Д. Киселев
2) А. А. Аракчеев
3) М. А. Милорадович
4) М. М. Сперанский
A11. Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось
1) Священным союзом
2) Союзом спасения
3) Северным союзом
4) Тройственным союзом
А12. К контрреформам 1880-х гг. относилось
1) создание III Отделения императорской канцелярии
2) запрещение издавать журнал «Телескоп»
3) издание циркуляра «о кухаркиных детях»
4) упразднение губернских и уездных земств
А13. Что было одним из следствий заграничного похода русских войск 1813-1814 гг.?
1) начало проникновения в Россию идей Просвещения
2) возросшая поддержка российским обществом существовавшего строя
3) рост гражданского самосознания участников похода
4) освобождение солдат-участников похода от выполнения рекрутской повинности
А14. Прочтите отрывок из «Записок», написанных в XIX в., и укажите, о чьей деятельности говорится в отрывке.
«Мы признавали первою, самою существенною нашею задачею — изучение самих себя в истории и в настоящем быте; и как мы находили себя и окружающих нас цивилизованных людей утратившими много свойств русского человека, то мы считали долгом изучать его преимущественно в допетровской его истории и в крестьянском быте... Вот почему мы так дорожили собиранием народных песен и сказок, узнаванием народных обычаев, поверий, пословиц и пр.».
1) народников
2) старообрядцев
3) передвижников
4) славянофилов
А15. Россия была провозглашена республикой
1) 3 марта 1917 г.
2) 1 сентября 1917 г.
3) 26 октября 1917 г.
4) 5 января 1918 г.
А16. Политика создания государственного крупного сельского хозяйства взамен массы индивидуальных крестьянских хозяйств в СССР называлась
1) социализацией
2) коллективизацией
3) национализацией
4) деприватизацией
А17. В какой период, в связи с какими процессами советское руководство выдвинуло лозунг «Кадры решают все!»?
1) в первые месяцы после установления советской власти
2) во время создания Красной Армии
3) на завершающем этапе Гражданской войны
4) в годы индустриализации
А18. Какое из названных событий послужило одним из официальных обоснований волны массовых репрессий в середине 1930-х гг.?
1) убийство С. М. Кирова
2) Кронштадтский мятеж
3) покушение на В.И. Ленина
4) крестьянское восстание под руководством А. С. Антонова
А19. Прочтите отрывок из заявления советского писателя (1929 г.) и укажите фамилию этого писателя.
«В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я... написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвертая — «Бег» была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидела вовсе.
Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются. Таким образом в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут».
1) М. Горький
2) М. А. Булгаков
3) А. Н. Толстой
4) А. А. Фадеев
А20. Создателями новых видов оружия, военной техники в годы Великой Отечественной войны были
1) И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау, П. С. Капица
2) С. А. Ковпак, П. П. Вершигора, Д. Н. Медведев
3) И. С. Конев, И. Х. Баграмян, В. И. Чуйков
4) С. В. Ильюшин, С. П. Королев, М. И. Кошкин
А21. Прочтите отрывок из приказа Верховного Главнокомандующего (1943 г.) и укажите названия городов, о которых идет речь в приказе.
«Отразив все попытки прорваться к Курску... наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев, заняли _________ и _____________ ... Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим ________________ и _____________, двенадцатьюартиллерийскими залпами из 120 орудий».
1) Новгород и Луга
2) Орел и Белгород
3) Минск и Бобруйск
4) Киев и Гомель
А22. Какое из названных событий произошло позже всех других?
1) начало освоения целинных земель
2) принятие Конституции «развитого социализма»
3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС
4) создание Совета Экономической Взаимопомощи
А23. В первые послевоенные годы произошел конфликт между И. В. Сталиным и руководством
1) Польши
2) Чехословакии
3) Югославии
4) Китая
А24. Появившееся во второй половине 1950-х гг. понятие «совнархозы» было связано с
1) укрупнением колхозов
2) частичной децентрализацией управления экономикой
3) освоением целинных и залежных земель
4) усилением государственного контроля над экономикой
А25. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к политике перестройки?
1) распад мировой социалистической системы
2) кризисные явления во всех сферах жизни общества
3) требования международных организаций
4) массовые выступления населения против режима
А26. Прочтите отрывок из заявления МИД СССР и укажите, о создании какой организации идет речь.
«Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать <____> из представителей стран-участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п.».
1) Коминформа
2) СЭВ
3) ОВД
4) СНГ
А27. Что из названного характерно для системы образования в России в 1990-е гг.?
1) введение всеобщего 12-летнего среднего образования
2) появление частных учебных заведений
3) расширение сети профессионально-технических училищ
4) введение религиозного образования в государственных школах
Часть 2
Задания В1-В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1-В15), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологическом порядке названия сражений, принесших славу русскому оружию в XVIII в. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
A) сражение при о. Гренгам
Б) Чесменский бой
B) Полтавская битва
Г) сражение при Кунерсдорфе
В2. Какие три из названных понятий появились в России в XVII—XVIII вв.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) мануфактуры
2) Земские соборы
3) рекрутская повинность
4) ассамблеи
5) опричнина
6) приказы
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА А) Н. И. Новиков Б) Е. Р. Дашкова В) М. В. Ломоносов Г) В. В. Растрелли |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1) исследования в области химии, физики 2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец» 3) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 4) создание первого русского театра 5) руководство Российской Академией |
А |
Б |
В- |
Г |
В4. Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и назовите императора, издавшего манифест, о котором идет речь.
«Манифест устанавливал трехдневную барщину, а также запрещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этот манифест положил первое ограничение помещичьей власти».
Ответ:_________________
В5. Расположите в хронологическом порядке события и мероприятия, относящиеся к промышленному развитию России в XIX-начале XX в. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
A) строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва
Б) образование крупных монополистических объединений
B) начало угледобычи и металлургического производства в Донбассе
Г) начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
В6. Какие три из названных положений относятся к результатам проведения крестьянской реформы 1861 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) ведение временнообязанного состояния крестьян
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) окончательное разрушение сельской общины
4) отмена крепостной зависимости крестьян
5) получение крестьянами земельных наделов за выкуп
6) массовое переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток
В7. Установите соответствие между названиями документов, сочинений и именами авторов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДОКУМЕНТЫ, СОЧИНЕНИЯ А) «Катехизис революционера» Б) «Философические письма» В) Конституция Г) «Что делать?» |
АВТОРЫ 1) П. Я. Чаадаев 2) Н. Г. Чернышевский 3) А. И. Герцен 4) С. Г. Нечаев 5) Н. М. Муравьев |
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
В8. Прочтите отрывок из международного договора (1867 г.) и назовите территорию, о которой идет речь.
«Ст. 1. Его величество император всероссийский сим обязуется уступить Соединенным Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова <...>
Ст. 3. Жители уступленной территории могут по своему желанию возвратиться в Россию в трехгодичный срок, сохраняя свою национальность. Но если они предпочитают оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако, диких туземных племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами... предоставленными гражданам Соединенных Штатов <...>
Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или иному его величеством императором всероссийским надлежаще уполномоченному лицу семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою...»
Ответ:______________
В9. Какие три из названных военных операций, событий произошли в годы Гражданской войны? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) штурм Перекопского перешейка
2) Брусиловский прорыв
3) восстание чехословацкого корпуса
4) Цусимское сражение
5) прорыв линии Маннергейма
6) переход через Сиваш
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
В10. Установите соответствие между фамилиями исторических лиц и событиями, активными участниками которых были эти лица. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФАМИЛИИ А) Н. И. Вавилов Б) В. П. Чкалов В) И. Д. Папанин Г) И. А. Лихачев |
СОБЫТИЯ 1) освоение Северного морского пути 2) организация автомобильного производства в Москве 3) беспосадочный перелет из СССР в США 4) разработка основ селекции растений, создание ВАСХНИЛ 5) создание ракетной техники |
А |
Б |
В |
Г |
В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника о событиях 1905 г. и напишите дату событий, о кануне и начале которых идет речь.
«Попал на Васильевский остров, в «Отдел» гапоновский, когда уже стемнело. Народу масса, перед домом толпа. Беспрерывно читается и обсуждается петиция к царю... Глубокая вера в правоту затеянного дела. За эту веру вся масса готова идти на смерть, на величайшие муки. Гапон для них символ, знамя их большого правого дела... Я так и остался всю ночь в Васильевском отделе. Вместе с массой пошел на Дворцовую площадь... Я видел, что многие в толпе шли, подобно мне, не веря в благополучный исход, но шли, потому что в это время нельзя было не идти.
Для меня не было неожиданностью, когда у Дворцового моста мы встретили отряд пехоты и кавалерии. Передние встали, задние ряды продолжали двигаться в том же благоговейном настроении, когда раздался первый залп...»
Ответ:__________
В12. Какие три из названных деятелей активно участвовали в борьбе за власть после смерти И. В. Сталина? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Л. И. Брежнев
2) А. А. Жданов
3) Л. П. Берия
4) Г. М. Маленков
5) А. Н. Косыгин
6) Н. С. Хрущев
В13. Установите соответствие между фамилиями писателей, поэтов и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ А) А. Т. Твардовский Б) Б. Л. Пастернак В) К. М. Симонов Г) А. И. Солженицын |
НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 1) «Живые и мертвые» 2) «Архипелаг ГУЛАГ» 3) «Василий Теркин» 4) «Доктор Живаго» 5) «Судьба человека» |
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
В14. Прочтите отрывок из книги М. С. Горбачева «Жизнь и реформы» и напишите фамилию главы правительства, под руководством которого проводилась описываемая реформа.
«Предпринятая во второй половине 60-х гг. ... реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе, какие породила надежды, оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы».
Ответ:______________
В15. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики Советской России, СССР. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) подписание советско-германского договора в Рапалло
Б) советско-финляндская война
В) установление дипломатических отношений с США
Г) подписание Брестского мира
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из документа XVIII в.
«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
С1. Укажите название документа. Кто подписал этот документ?
С2. Используя информацию источника и свои знания по истории, объясните, по чьей инициативе и с какой целью был составлен документ. Приведите в общей сложности не менее двух положений.
С3. Как была решена судьба этого документа вскоре после его подписания? Почему это стало возможно? Приведите в общей сложности не менее двух положений.
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Назовите основные военные операции, сражения Отечественной войны 1812 г. (не менее трех операций). Объясните, какие из них и почему стали поворотными в ходе войны.
С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на основания высокой оценки деятельности Петра I:
1. Высокую репутацию Петру I создали иностранцы, европейцы (мнение Е. Р. Дашковой).
2. Высокая оценка деятельности Петра была дана представителями самого российского общества.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более убедительной. Приведите не менее двух положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1962 г. возник Карибский кризис, приковавший внимание всего мира к переговорам между лидерами СССР и США.
Какими действиями сторон был вызван этот кризис? Чем и благодаря чему он завершился? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.
С7. Сравните политику в области культуры в СССР в годы «оттепели» и в годы перестройки. Укажите, что в ней было общим (не менее двух положений), а что — различным (не менее двух положений).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов {приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее |
|
• …………………………… • …………………………… |
|
Различия |
|
... |
... |
• …………………………… |
• …………………………… |
• …………………………… |
• …………………………… |
• …………………………… |
— |
— |
• …………………………… |