История - ЕГЭ
Вариант 2 - Урок 2 - Ответы, указания к их оцениванию
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
№ задания |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
Ответ |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
№ задания |
А10 |
A11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
А16 |
А17 |
А18 |
Ответ |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
№ задания |
А19 |
А20 |
А21 |
А22 |
А23 |
А24 |
А25 |
А26 |
А27 |
Ответ |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
Часть 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов — букв или цифр.
За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка - 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.
Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
В1 |
БАГВ |
В9 |
126 |
В2 |
235 |
В10 |
5312 |
В3 |
2514 |
В11 |
Первая мировая |
В4 |
классицизм |
В12 |
146 |
В5 |
ГАВБ |
В13 |
2513 |
Вб |
356 |
В14 |
Брежнев |
В7 |
2531 |
В15 |
ГАВБ |
В8 |
Николай Первый |
Часть 3
За выполнение заданий С1-С3 ставится от 0 до 2 баллов; за задание С5 ставится от 0 до 3 баллов; за задания С4, С6, С7 ставится от 0 до 4 баллов; задание С7 оценивается по двум частям: С7.1 (общие характеристики) — от 0 до 2 баллов, С7.2 (различия) — от 0 до 2 баллов.
С1. Кто и когда занимался описываемой в отрывке деятельностью, какое название она получила?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: — речь идет о революционных народниках, разночинной молодежи, придерживавшейся народнических взглядов; — описываемая кампания проводилась в середине 1870-х гг. (1874-1875 гг.); — она была названа «хождением в народ» |
|
Названы 2 или более элементов ответа |
2 |
Назван 1 любой элемент |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С2. На основе текста источника и своих знаний по истории кратко охарактеризуйте идейные позиции участников этого движения. Приведите не менее трех положений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: — идейные позиции народников определялись теориями русского «общинного» социализма (изложенными в работах А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева); — народники ставили своей целью переустройство общества на началах коллективной собственности и коллективного труда (на базе существовавшей в России крестьянской общины); — народники 1870-х гг. стремились к изменению существовавшего в России строя революционным путем; — главной революционной силой народники считали крестьянство; — в качестве важнейшего способа «пробуждения» крестьянства народники избрали революционную пропаганду |
|
Названы 3 или более положений, характеризующих идейные позиции народников |
2 |
Названы 1-2 положения |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С3. Чем и почему закончилась описываемая в источнике пропагандистская деятельность? Приведите не менее двух положений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: 1) «хождение в народ» завершилось неудачей — арестами его участников и их осуждением на ряде судебных процессов; 2) причины неудачи заключались в: — незнании народниками реальных условий жизни и умонастроений крестьян (утопических позициях народников); — неготовности, нежелании крестьян воспринимать революционные призывы народников; — недоверии крестьян к «господам» (были многочисленные случаи арестов участников «хождения в народ» по заявлениям крестьян) |
|
Названы 2 или более положений о результатах «хождения в народ» и причинах его неудачи (обязателен ответ по п. 1) |
2 |
Названо 1 любое положение |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
С4. Назовите основные направления (составные части) культурной революции в советской стране (не менее трех). Приведите примеры конкретных мероприятий, достижений в сфере образования (не менее двух примеров).
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
1. Могут быть названы следующие направления (составные части) «культурной революции»: — ликвидация неграмотности; — перестройка школьного образования, создание советской школы; — подготовка кадров новой интеллигенции — «из рабочих и крестьян»; — утверждение марксистской идеологии как господствующей, государственной идеологии; — борьба против религии, церкви |
|
2. Примеры мероприятий и достижений в сфере образования: — в 1920-е гг. грамоте обучено несколько миллионов человек, к концу 1920-х гг. доля грамотных в общей численности населения СССР достигла 50%; — была создана единая трудовая школа (в начале 1930-х гг. — введено всеобщее 4-летнее образование); — созданы рабфаки, готовившие специалистов для промышленности; — все граждане страны получили доступ не только к начальному, но и к среднему и высшему образованию |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 3 или более направлений «культурной революции» и 2 или более мероприятий в сфере образования |
4 |
Названы 3 направления «культурной революции» и 1 мероприятие в сфере образования ИЛИ названы 2 направления «культурной революции» и 2 мероприятия в сфере образования |
3 |
Названы в общей сложности 3 положения, характеризующие направления «культурной революции» и мероприятия в сфере образования |
2 |
Названы 1-2 положения, характеризующие направления «культурной революции» и мероприятия в сфере образования |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на побудительные причины крестьянской реформы 1861 г.:
1. Крестьянская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства (положение Манифеста).
2. Реформа носила вынужденный характер, ее проведение диктовалось не столько доброй волей власти, сколько рядом объективных причин; далеко не все дворянство поддерживало реформу.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более убедительной. Приведите не менее двух положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
||
Экзаменуемый может отдать предпочтение любому из приведенных суждений, но должен привести в качестве их обоснования факты, например: 1. При выборе первого суждения: — подготовка реформ велась по указанию Александра II в течение нескольких лет (с 1857 г.); — в подготовке реформ участвовали многие либерально настроенные представители дворянства (в Главном комитете и губернских комитетах, Редакционных комиссиях); — в ряде случаев дворяне (например, в западных губерниях) сами выступали с инициативой освобождения крестьян. 2. При выборе второго суждения: — важнейшими причинами реформы были протесты, выступления крестьян против крепостного права, принимавшие массовый характер во второй половине 1850-х гг. (бегство крестьян от помещиков и уход в ополчение в годы Крымской войны, отказ выходить на барщину и выполнять другие повинности по отношению к помещикам и государству и др.); — к весомым причинам относилось поражение России в Крымской войне (оно показало отсталость страны, ее хозяйства); — реформа не была бескорыстным «пожертвованием», так как дворяне получали выкуп за землю, оставляли себе отрезки, пользовались отработочными повинностями крестьян. |
||
Указания к оцениванию |
Баллы |
|
Сделан выбор предпочтительного суждения и приведены 2 или более подтверждающих его аргументов |
3 |
|
Сделан выбор предпочтительного суждения и приведен 1 аргумент |
2 |
|
Приведены единичные, несистематизированные факты, относящиеся к крестьянской реформе |
1 |
|
Все элементы названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1605 г. умер Борис Годунов, занимавший престол не по праву наследования, а в результате избрания на царство Земским собором.
Кто претендовал на царский престол и кто занял его после смерти Бориса Годунова? Какие силы и исторические лица участвовали в борьбе за верховную власть в России в последовавшие годы Смуты? Приведите в общей сложности не менее четырех имен и определений.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
1. В качестве основных претендентов на трон после смерти Бориса Годунова могут быть названы: — официальный наследник Бориса Годунова — его сын Федор; — самозванец Лжедмитрий I; — престол после смерти отца занял Федор Годунов, но через короткое время (два месяца) он был убит, и царем провозгласили Лжедмитрия |
|
2. Могут быть названы следующие силы, участвовавшие в борьбе за власть в годы Смуты: — родовитое боярство — «боярский царь» Василий Шуйский (1606-1610 г.), боярское правительство — «семибоярщина» (находилось у власти с лета 1610 г.); — самозванцы (Лжедмитрий I и Лжедмитрий II), поддерживаемые отрядами польских интервентов; — правители Речи Посполитой (король Сигизмунд, выдвигавший в качестве претендента на русский престол своего сына Владислава, а затем — себя самого) |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы в общей сложности 4 или более имен и политических сил |
4 |
Названы 3 имени, силы |
3 |
Названы 2 претендента (личности и стоявшие за ними силы) |
2 |
Назван 1 из претендентов и стоявшие за ним силы |
1 |
Все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
C7. Сравните внешнюю политику СССР в 1945-1953 гг. и 1954-1964 гг. Укажите, что в ней было общим (не менее двух положений) и в чем заключались различия (не менее двух положений).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
||
С7.1. Могут быть названы, например, следующие общие черты, мероприятия советской внешней политики в указанные периоды: — подчинение внешней политики идеологическим установкам Коммунистической партии; — стремление сохранить и укрепить достигнутое СССР после Второй мировой войны положение одной из самых сильных мировых держав; — участие в конкурентной борьбе с западными державами за влияние в Европе и мире; — курс на создание и укрепление блока народно- демократических, социалистических государств, в том числе с использованием военной силы (1953 г. в ГДР, 1956 г. в Венгрии); — участие в региональных конфликтах (поддержка освободительных движений социалистического толка, режимов, занимавших просоветские позиции) |
|||
Названы 2 или более общих черт, мероприятий |
2 |
||
Названа 1 общая черта |
1 |
||
Общие черты названы неверно |
0 |
||
С7.2. Могут быть названы следующие различия во внешней политике: |
|||
в 1945-1953 гг.: |
в 1956-1964 гг.: |
||
— обострение отношений с недавними союзниками по антигитлеровской коалиции, начало раскола мира на две системы, «холодной войны» |
— применение концепции мирного сосуществования стран с разными общественными системами |
||
— разрыв партийных и государственных отношений с Югославией |
— нормализация межгосударственных отношений с Югославией |
||
— существование «железного занавеса» в отношениях со странами западного мира |
— некоторое расширение международных контактов в культурной сфере (проведение в Москве в 1957 г. Международного фестиваля молодежи и студентов и др.) |
||
в 1945-1953 гг.: |
в 1956-1964 гг.: |
||
— налаживание тесных контактов с коммунистическим режимом, установившимся в КНР |
— резкое ухудшение партийных и государственных отношений с Китаем |
||
— |
— мирное урегулирование ряда региональных международных конфликтов (война в Корее, Карибский кризис и др.) |
||
— |
— систематическая поддержка освободившихся государств Азии, Латинской Америки (Куба) и Африки, провозгласивших «социалистическую ориентацию» |
||
Названы 2 или более парных или непарных различий |
2 |
||
Названо 1 парное или непарное различие |
1 |
||
Различия названы неверно |
0 |
||
Максимальный балл |
4 |
||